80-е годы продолжили, ставшую уже привычной, тенденцию к быстрым переменам. На смену одним вкусам приходили другие, появлялись все новые и новые дизайнеры, которые желали проявить свой талант необычно и оригинально. Мода 80-х годов прошлого столетия очень противоречива. Скромность вышла из моды и на арене жизни во весь голос заговорили известные бренды.
Противоречие внешнего образа в это десятилетие состояло в том, что по нему было сложно определить статус и положение его владельца. Если у человека были деньги, то он старался продемонстрировать это, а если нет, то одежда становилась инструментом, при помощи которого создавалось такое впечатление.
Развитие прет-а-порте способствовало возникновению новых и повышению авторитета старых известных марок. Логотипы и лейбы красноречиво свидетельствовали о производителе и украшали все возможные наряды и аксессуары – от спортивной одежды до вечерних гламурных платьев.
Каждый бренд старался быть узнаваемым и по возможности защищать себя от подделок, которые становились массовыми, нанося тем самым огромный вред основному производителю.
80-е годы были очень разноплановыми, но все же можно выделить четыре основных направления в модных тенденциях: деловой стиль, романтический стиль, стиль секси и фитнес стиль. Раскрепощенность и активное развитие спорта способствовали возникновению двух последних. В разных странах они проявлялись не одинаково и со своими особенностями, но влияние известных марок становилось все более ощутимым.
Предметом гордости для модниц становились кожаные сумки и саквояжи Луи Виттона, дамские сумочки от Диора и Шанель и массивные золотые часы Rolex. На всех изделиях были логотипы известных брендов. Эти отличительные характеристики говорили о статусе владельца и о его банковском счете.
Появилось новое поколение бизнесменов, так называемых яппи («молодой городской профессионал»), которые играли на бирже. Респектабельный костюм известной марки они рассматривали как залог успеха. Модельеры стали править миром и оказывать магическое воздействие на умы миллионов.
Но все это случилось не сразу. Волна анархии и протеста, которая возникла в 70-е годы, продолжала еще некоторое время захлестывать мировые столицы. В 1976 году в Лондоне образовалось направление панков, которое состояло из молодежи, учившейся в художественных школах.
Местом тусовки для них был небольшой бутик, владельцами которого являлись Малкольм Мак-Ларен и Вивьен Вествуд. По сути, они и стали основателями стиля панк. Мак-Ларен организовал группу «Sex Pistols» и при помощи музыки распространял свои вкусы касающиеся одежды.
На смену миролюбивым хиппи пришли эпатажные панки, основным желанием которых было шокировать публику своими странными нарядами и креативными дикообразными прическами.
В нарядах панков было много черного цвета, а любимым материалом являлась кожа. Настроение царило подчеркнуто агрессивное, впечатление от которого усугублялось небрежными, рваными и старыми вещами, использующимися довольно нестандартно.
Представители этого направления антимоды активно использовали всевозможные металлические аксессуары и детали: цепи, кольца, заклепки, змейки, ремни. Все это сочеталось с яркими разноцветными ирокезами на голове, обильно политыми лаком и другими закрепительными средствами.
Но девушки не всегда придерживались брутально — харизматичного образа, а позволяли себе надеть мини-юбки с сеточными колготками в сочетании с кожаными куртками, а вместо массивных ботинок остроносые короткие сапоги на шпильке. Это вносило небольшое разнообразие в откровенно странный вид.
Территория бывшего Союза через некоторое время тоже была охвачена этой модной эпидемией. Но если в Европе стиль панк был гениально разработанной программой, то в Союзе он был вызовом общественности и криком души, говоривший о том, что молодежь не чувствует уверенности в завтрашнем дне и отрицает наследие своих родителей. Странная одежда стала униформой для бунтарей и анархистов самого разного толка.
В Лондоне же к середине десятилетия панк — мода превратилась больше в яркое зрелище, скорее привлекающее туристов, чем в явление, вызывающее отрицательную реакцию у общественной морали. Они уже не ассоциировались с бунтом, а стали еще одной достопримечательностью столицы Англии.
Лондон в 80-е годы оставался центром молодежной моды, заполучив это звание после изобретения Мэри Куант знаменитой мини-юбки, покорившей весь мир. Вивьен Вествуд и Мак – Ларен решили не останавливаться на достигнутых успехах и стали выпускать свои коллекции одну за другой, с оригинальными названиями в присущей им манере.
В 1981 году свет увидел их первые произведения под названием «Пират». Ассиметричные футболки, цветные бриджи, широкие туфли на сплошной подошве привлекли к себе внимание не только байеров, но и известных личностей в музыкальной среде, таких как Дэвид Боуи, Бой Джордж и Адам Ант.
В 1982-83 годах театральные представления продолжились, и они предложили публике коллекцию под называнием «Буффало» или «Ностальгия грязи». Не смотря на то, что темой показа были индейские мотивы, в ней царила свобода в сочетании различных предметов одежды. Вивьен и Малкольм хотели поражать публику, не подражая никому. Благодаря им, нижнее белье впервые превратилось в верхнее. Поверх шерстяных свитеров модели надевали огромные атласные лифчики.
В 1983 году их союз распался и Вивьен пошла навстречу всемирной известности одна. Но, не смотря на совершенно неординарное представление о моде, Вествуд решила, что ее одежда все же ближе к кутюру, нежели к непонятной вульгарщине и в 1983 году начала показывать свои коллекции в Париже.
Со временем она стала больше уделять внимания историческим образам, которые частично трансформировала под современные реалии. У Вивьен не было специального образования, но уникальность и высокое качество моделей сделало ее профессиональным кутюрье, который совмещает в своем творчестве наряды из прошлого с сумасбродными одеяниями уличных оборванцев в стиле панк. Тем не менее, стиль китч, в котором работает Вествуд, нашел своих благодарных поклонников.
В Париже все шло своим чередом, и Дома мод продолжали свои ежегодные баталии, показывая свое невероятное мастерство. Но внимание было приковано не только к ним. Молодые дизайнеры активно заявляли о себе. Среди них был и Жан Поль Готье, дебютная коллекция которого появилась еще в 1976 году.
Готье отличался огромным разнообразием источников для творческого вдохновения. Это было искусство дадаистов, корсеты 50-х годов, костюмы народов Севера и Гималаев, мир компьютеров и научной фантастики и русский конструктивизм.
В коллекциях Готье того десятилетия нет одинаковых вещей, хотя все объединены одной тематикой. Он постоянно работал с разными фактурами, соединяя тюль с искусственным или натуральным мехом, лен и пластик, батист и железные латы.
Он умел удивлять своих поклонников довольно странной одеждой типа рубашек с открытой спиной или облегающими мужскими лосинами. Но клиенты носили даже это. Образы Готье всегда были на грани между вульгарностью и произведением искусства. Его эпатажные наряды часто находили своих хозяев среди звезд мировой эстрады.
Стиль секси был одним из направлений моды 80-х годов и Готье был его пропагандистом. После того, как в 1987 году он познакомился в Париже с Мадонной и стал создавать для нее сценические костюмы, его фееричные корсеты и сам кутюрье стали известны на весь мир.
Еще один из ярких представителей мировой моды 80-х годов был Клод Монтана, который родился в 1949 году в Париже. Его имя стало символом того десятилетия. Любимым материалом Клода была кожа, с которой он обходился виртуозно. Он продемонстрировал публике кожаные зауженные брюки, со складками у пояса и длинные пальто с широкими плечами, подпоясанные на талии.
Одной из основных тем, которая витала в обществе времен 80-х, была карьера, поэтому роль, сильной, уверенной в себе женщины была понята Монтана без объяснений. Его стиль полностью отвечал этим требованиям.
Тьерри Мюглер также был сторонником агрессивного стиля. Вместе с Монтана он способствовал появлению на свет андрогинного образа, бесполого существа. Его изделия, как правило, были выполнены из кожи, лайкры, винила и джерси. Не смотря на то, что его произведения были рассчитаны на богатую публику, со временем коллекции имели коммерческий успех и Мюглер стал очень популярным дизайнером в 80-е годы.
В Домах мод происходили некоторые изменения, которые способствовали возрождению былых брендов и стилей. В 1983 году Карла Лагерфельда пригласили на должность дизайнера — консультанта в известный Дом Шанель. Прошло 12 лет с тех пор, как не стало великой мадам, и ее детище немного утратило свои позиции на мировой арене.
Лагерфельд должен был вдохнуть новую струю в консервативный стиль, что он сделал блестяще, привнеся в него юмор и легкость, сохраняя при этом верность вкусам клиентов Дома. В 1988 году ему удалось модернизировать костюм Шанель, превратив его в более современный и молодежный. Параллельно с 1984 года он создавал и коллекции для Дома Фенди, который славился своими роскошными мехами.
В конце десятилетия, в 1987 году открылся еще один модный Дом, хозяином которого стал французский кутюрье Кристиан Лакруа. Он был первым молодым дизайнером, который отважился на такой смелый шаг. В этом же году он представил свою первую коллекцию от-кутюр.
Этому событию предшествовала работа в нескольких других Домах. Сначала в Доме «Hermes», где он постигал азы искусства моделирования, а затем работа художественным директором Дома Пату. В 1986 году Лакруа получил высокую и почетную награду от французских дизайнеров – «Золотой наперсток», а в 1987 году бал признан лучшим Союзом дизайнеров Америки.
Лакруа, как успешный предприниматель активно налаживал рекламную компанию и много внимания уделяет созданию особого образа от-кутюр без налета древности. В 1988 году без особого промедления начала работать линия прет — а — порте, которая быстро продвигала идеи дизайнера в массы.
К творчеству этого мастера все относятся по — разному. Некоторые критикуют за излишний блеск и гламур, который под стать персонажам Лас — Вегаса. Но то, что все его наряды прекрасны в своем исполнении — несомненно.
Синтез исторических, этнических, культурных мотивов находят свое отражение в изделиях Лакруа. Сверкающие и роскошные они производят неизгладимое впечатление на публику, а в основе всех творений – французское представление о женственности и красоте.
В следующий раз мы продолжим разговор о моде 80-х годов прошлого столетия и познакомимся с другими известными дизайнерами, которые стали яркими представителями мировой моды того десятилетия.
Наверняка, многие из Вас помнят те времена, и будет очень любопытно узнать Ваше мнение, относительно того неоднозначного и переменчивого периода.
Подписывайтесь на новости, чтобы узнавать еще больше интересного!
С уважением, Ирина Широкова.
Время многое диктует, спасибо за обзор!
Каждому времени свое настроение, свои образы. Пожалуйста, Мария.
Смотришь на старые фото и думаешь: «Господи, как они это носили?!»
А потом смотришь на свои старые фото и думаешь то же самое..
Купишь вещь, радуешься, чувствуешь себя в ней превосходно. А через несколько лет смотришь и удивляешься.
У девушек нарядов в сто раз больше, такие же ощущения от старых нарядов?
Андрей, еще как бывает. Я сама когда смотрю, то глаза округляются. Наряды кажутся такими странными и нелепыми))). А тогда это было круто).
Да, помню было время и не такое ещё носили!
И я помню. Эх, были времена))).
видимо у каждого поколения свои эпатажные «герои», сейчас фриков не меньше…
О да, и тогда они были и сейчас хватает. Люди ищут внимания. Хотят поразить своим внешним видом. Главное, чтобы за этим ярким фасадом было что-то еще, а не пустыня).
Очень интересная статья. Вас приятно читать. А ретро — всегда в моде)
Спасибо, Алла. А мне приятно, что Вам приятно).
Какое не типичное отражение тенденций 90-х. Крашенных волос было не так уж много. И сценические наряды вовсе не соответствуют тому, что тогда носили.
Уп-с, сделала ошибку — речь шла о 80-х годах.
Когда я изучаю моду тех лет, которые и я уже немного застала, то понимаю, что мы реально опаздывали. Те тенденции, которые появлялись на западе к нам приходили только через несколько лет. Поэтому я для себя тоже немного все перестраиваю в голове.
Ирина, опять же посмотрите. На Западе люди одеваются намного скромнее, чем у нас. Хотя всегда присутствуют разные течения.
Согласна, большинство людей одевается очень просто, только потому что не придает этому значение. А вспоминают в особенно торжественные дни о том, что есть и другая одежда. У нас же все по-другому. У нас праздник всегда))).
История моды — это то, что меня всегда интересовало. А о моде 80х у Вас изложено максимально полно. Так что, спасибо!
Меня тоже всегда интересовала история моды. Так много неизвестного и любопытного в прошлом и это может пригодиться нам даже сейчас.
Как увлекательно, Ирина! Сейчас как раз смотрю сериал «Дневники Кэрри» (не могу сказать, что в восторге, слишком он уж молодежный…), но вот дух времени середины 80-х передает очень неплохо…
Спасибо, Мария. По фильмам тоже можно изучать историю, хотя там много и выдумки).
У каждого времени свои законы. Мода меняется, живут люди по другому, а всеравно люди не меняются.
Да, люди почти не меняются, скорее приспосабливаются к новым условиям. А что еще остается делать? Время мы не выбираем(.
Ирина, замечательный обзор моды 80-х.
В России это было время, когда еще было нельзя, но уже было можно(или модно :)))
Помню это чудесное время, когда все вокруг кипело и новые идеи рождались за одну ночь.
Ну а если говорить, что «отставали»… нет, отстали навсегда, так и не родившись.
спасибо за чудесную статью 🙂
Спасибо, Татьяна. А мне вот не очень жалко что мы отставали. Ну стали носить мини юбки на несколько лет позже. Это не беда. А жаль того, что растеряли свои традиции. Вот об этом душа болит. Мини-юбка или брюки-клеш это не традиция. Сегодня модные, а завтра выбросили. А одежда со смыслом это другое, ценное.
И я помню ту моду. Сейчас вспоминаю,и понимаю,что кто во что горазд. Иногда даже смешно становится,что тогда носили
Да, Олеся. Я на фотки смотрю и так смешно становится))). Что нашли в продаже или сами пошили из чего-нибудь, то и носили. Не скажу что это было совсем плохо, но могло быть и куда лучше).
Интересная статья о моде 80-х. Вспоминаю то время и просто не верится что носили такие вещи. Каждый год мода меняется и за ней не угнаться, что-то нравится, а на что-то смотришь с усмешкой.
А ведь прошло всего 25 лет, а нам уже смешно. Как быстро меняются вкусы))).
80-е — время моей молодости, когда можно было найти свою индивидуальности и ни кого при этом не шокировать своим нарядом.
В выборе мы конечно были ограничены в 80-е годы, но многие старались что-то придумывать или искать способы купить модную вещь. В то время модную одежду было достать сложно, а запретный плод всегда сладок.
Спасибо за интересный обзор, история моды всегда заворажывает. Вкусы меняются очень быстро, за ними не угнаться.
Пожалуйста, Оксана. Я тоже люблю историю. Интересно что же было раньше. Ведь даже в наше время происходит много такого, о чем мы не знаем.
Вы знаете, когда о моде говорят восмидесятых, мне Слава Зайцев вдруг мерещится кругом, его костюмов ряд экстравагантных и модных шляпок грузовой вагон.
И мне тоже, Александр. Помню, как в конце 80-х годов я была в Москве и специально поехала, в тогда еще молодой, его Дом Моды. В зале были выставлены разноцветные пальто с широкими плечами и высокие шляпы, похожие на папахи. Зайцев всегда был верен своему стилю.)
И я прекрасно помню 80-е годы. Каждый выделялся своим неординарным нарядом и это было — модно и стильно.
Интересное время было. Много всего разного и неопределенного. Какой-то единой моды не было. Все хотели быть необычными.
А я что то не помню, что носила в 80-е. Но точно, что не как на этих фото. Кажется, вещи со спущенным плечом были.
Во второй половине 80-х годов у нас уже начали появляться объемные вещи, типа летучей мыши. Но я в конце учебы в школе уже шила себе сама и точно помню, как шила платья, отрезные по талии с пышными юбками. На выпускном после 8-го класса, у меня было романтические платье с рюшами по кокетке вверху. А вот на рубеже 80-90-х начались широкие плечи и прямые силуэты. На Западе все было немного раньше.
Через такой промежуток времени мода того времени, конечно, кажется, довольно смешной… Хотя не могу сказать, что я была в восторге от фасонов в 80-е, когда носила их сама. Помню эти огромные плечи и брюки «бананы» что, честно сказать, почти никого не украшало)
Вы правы, Наталья. Я тоже далеко не все тренды того времени носила. Варенки и бананы у меня кажется только одни и были.)
Спасибо за увлекательный экскурс в историю моды 🙂 У меня мода 80-х ассоциируется всегда с огромными плечами на женских блузках и пиджаках 🙂
Очень люблю смотреть показы Вивьен Вествуд, её стиль, конечно, отличается от всех. А Лагерфельд сейчас считается уже классикой, таким мастодонтом моды, даже трудно представить, что он когда-то был молодым и вдохнул свежую струю 🙂
Пожалуйста, Олли. Мода 80-х всем запомнилась большими плечами. Сейчас они тоже вернулись, но наши женщины не очень-то это поддержали. У нас я не наблюдаю массового ношения подобной одежды. А все современные мастера конечно были когда-то были молодыми и творили свою моду. Сейчас многие уже остепенились, но только не Вествуд. Она по прежнему чудит), как и в молодости.
У вас есть экскурс в моду 90 х, хотелось бы почитать.
Пока нет, но планируется. Скоро будет).
Замечательные фотографии. как будто в прошлом побывала.
Я тоже люблю смотреть фото. Сразу в памяти всплывают какие-нибудь воспоминания.)
Мода имеет привычку возвращаться в обновленном современном стиле. Отличные фотографии, с интересом посмотрела.
Мода возвращается и это немного радует. Привет из прошлого, в котором и мы успели побывать).
А ведь очень многое, перекликается из старой моды, с новой. Берём ведь половину с тех годов и чуть переделываем на новый лад )
Ольга, так оно и есть. Сейчас очень много моделей прямо почти один в один из 80х годов. Хоть из сундука доставай и носи).