Рубашка в современном гардеробе имеет огромное значение. Она используется для создания дресс — кодов, составления повседневного и базового гардероба мужчин и женщин. Рубашка, как одна из немногих вещей ценимых во все времена, занимала особое место в жизни каждого человека. Одинаковые по крою сорочки скрывались за богатой и бедной одеждой. Не смотря на различие материалов, из которых была сшита рубашка, она считалась оберегом и главной защитой от внешнего мира. Во времена Средневековья нательные рубашки старательно прятали от посторонних глаз, считая, что через них можно приворожить любого человека. Их тщательно берегли, не ложились в них спать и не расставались с ней даже тогда, когда она приходила в негодность. Её перешивали и латали практически до бесконечности.
Своё эволюционное преобразование от туники и хитона до современного вида, рубашка испытывала на протяжении многих веков. В начале 20 — го века она практически приобрела свой окончательный вид. Различные вариации касались только воротника. Сорочка была неотъемлемой частью мужского костюма, а женский гардероб постоянно претерпевал изменения.
Законодателями мод с середины 19 века стали модные кутюрье, которые открыли свои Дома и предлагали клиенткам все новые и новые наряды. Кринолин со временем был преобразован Чарльзом Вортом в турнют, что ненамного облегчало участь женщин. В Париже диктуют свою моду модные салоны-сыновей Ворта Жана Филлиппа и Гастона Люсьена, Жака Дусе, Жанны Пакен, сестёр Калло, знаменитого английского портного Редферна. Влияние кутюрье на модные тенденции было очень велико.
«Если Ворт и Редферн захотят, французские женщины будут носить мундир, Феликс немножко испортит его, чтобы он больше нравился за границей, а Пакен распространит его по всему свету», — писал «Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки» в 1901 году. Упоминание о мундире неслучайно: в воздухе носились идеи унификации женского костюма. В женской моде соперничали два направления: первое было направлено в феминистическое русло, а второе сохраняло приверженность возникшему ранее образу утонченной светской дамы, праздной и изысканной.
Феминистическое движение началось еще с середины 19 века. Американки начали борьбу за права женщин, а также право на ношение предметов мужского костюма, как символ равенства полов. На свой риск сторонницы этого движения иногда появлялись в обществе в мужском костюме, хотя за это они могли подвергнуться аресту. Женщины вели все более активный образ жизни, занимались спортом, водили автомобили и даже катались на коньках! А значит изменения в их гардеробе было просто неизбежны.
Но, многие мужчины всё еще хотели видеть в женщинах прекрасных, изысканных дам, как воплощение мечты о совершенстве.
Анатоль Франс писал, обращаясь к дамам: «Берегитесь, вы уже утратили какую-то частицу вашей загадочности и прелести. Правда, еще не все потеряно: из-за вас ещё дерутся, разоряются, кончают жизнь самоубийством, но в трамвае молодые люди уже не уступают вам места… Культ ваш угасает вслед за другими старинными культами «.
Но, женщин это нисколько не испугало, а современные реалии диктовали свои условия и еще в середине 80 — х 19 века появился костюм «тальер», который стал основой женского гардероба. Он состоял из жакета, сорочки и юбки. Идея его создания принадлежала Редферну. Сменив строгую сорочку с тугим воротником и галстуком на нарядную блузу, костюм можно было легко преобразить. Тальер стал прототипом английского костюма, сохранившегося до наших дней. Существовали две основные тенденции: стремление к простоте и удобству, а с другой стороны — желание сохранить рафинированное изящество. Отчасти эти направления находят примирение в образах девушек Гибсона — типа, ставшего популярным в Европе благодаря рисункам Чарльза Даны Гибсон. Его девушка это стройная и гибкая героиня, которая имеет в своём гардеробе одежду для спорта и езды на автомобиле, восхитительные бальные туалеты и пенные кружева…
На рубеже 19 — 20 веков воротник и манжеты на рубашках были отстегивающиеся. Также появились накрахмаленные манишки. Все эти части можно было менять и всегда выглядеть аккуратно и опрятно. Воротнички крепились специальными булавками. Была мода на очень высокие накрахмаленные воротники с загнутыми уголками. Они впивались в шею до болезненных ощущений и постепенно вышли из употребления.
Со временем воротники все же стали пришивать к рубашкам. Американцы были первыми, кто стал носить сорочку, застегивающуюся сверху донизу на пуговицы. Европейцы же некоторое время продолжали носить рубашки, одевающиеся через голову.
В начале прошлого века мужчины носили их либо с галстуком, либо с шейным платком.
Сорочка также входила в комплект для занятий спортом. Посмотрите, как выглядел теннисный костюм Николая II.
Ношение рубашки без галстука во время Первой мировой войны стало вызовом обществу. Но, эта тенденция продержалась только до конца 20 — х годов. В официальных же ситуациях продолжали носить рубашки с накрахмаленными полочками и высокими воротниками. Постепенно появляются и цветные рубашки.
Кинодивы 30 — 40 — х годов нарядившись в рубашки и мужские костюмы, как это сделала Марлен Дитрих, ввели моду на андрогинный стиль. А рубашка заняла свое законное место и в женском гардеробе.
Окончательная победа рубашки в её завершенном виде произошла к концу Второй мировой войны. К этому времени она уже была втянута в политическую круговерть, превращаясь в униформу того или иного политического движения.
Еще в середине 19 века волонтеры Гарибальди в Италии носили красные рубашки, ирландские националисты — голубые, румынская гвардия взяла в качестве обмундирования рубашки зеленого цвета (так же как и фашистская партия в Бразилии). Фашисты Италии после официального утверждения Муссолини в 1919 году стали носить черные рубашки. А в 1925 году Гитлер униформой своей партии сделал сорочку коричневого цвета. С того времени черные и коричневые рубашки вошли в историю как символы фашизма.
В современном западном мире, а также в Японии «белые воротнички» стали определителем принадлежности тех, кто работает в офисах, а «синие воротнички» тех, кто работает на производстве. В последнее время возникло понятие «стальных воротничков». Так стали называть роботов, которые пришли на смену людям на предприятиях.
Современные рубашки могут быть различного цвета и рисунка, сшитые из разнообразных тканей. Существует несколько основных видов рубашек: классическая, косоворотка, поло (спортивная рубашка), гавайская рубашка и нарядная блуза. Они отличаются по фасону, крою, выборе тканей, декорации и расцветкам. Застегиваются современные рубашки при помощи пуговиц, молний, кнопок, а на манжетах иногда используются запонки. Мужские рубашки застегиваются на правую сторону, а женские — на левую.
Также сохранились рубашки в национальных костюмах, которые имеют определенные назначения, цветовую гамму и несут сакральный смысл культуры и традиций народа. С рубашкой во все времена было связано много обрядов и поговорок. «Родиться в рубашке…», » отдать последнюю рубашку…», » учись мудрости у того, кто прежде тебя рубашку износил…», обмениваться рубашками, в знак побратимства и высшей степени доверия друг к другу. В Средние века долго сохранялся обычай клясться на рубашках либо дарить сорочку, как часть себя, как свою «вторую кожу » любимому человеку.
По преданию, одежда Иисуса Христа с детства чудесным образом росла вместе с ним. На готической миниатюре изображена Мадонна, вяжущая на спицах красный хитон. Она была воспитана в храме, как замечательная рукодельница. В семье Иосифа Ей поручили прясть пурпурную и червленую шерсть для завесы. Она получила похвалу за работу, а может быть, в награду и немного этой шерсти. Вот и связала из нее малышу первую рубашечку, а потом распускала и подвязывала до тех пор, пока эта одежда не стала длинным красным хитоном, чей яркий цвет издали привлекал учеников и слушателей. В древности все странствующие проповедники носили заметную, чаще красную, одежду. И кусочки подлинной ризы Христа описываются очевидцами 19 века как буро — красные.
Вот такая многоликая история рубашки. Она по сей день не утратила своей актуальности. Рубашки — флюгеры моды. Первые реагируют на изменения стилей и вкусов. Пользуясь этим, дизайнеры превратили рубашку в нестареющего фаворита. Келвин Кляйн по этому поводу как-то заметил: » Рубашка очень сексуальна — ведь она длинная, мягкая, нежная, так и льнет к телу «.
В повседневной жизни обычной рубашке конечно не придается такое же значение, как раньше, но она является must have для любого базового гардероба. Если не знаете, что надеть, то рубашка — это беспроигрышный вариант практически в любой ситуации. Необязательно это должна быть белая. Огромное разнообразие современных рубашек из разных тканей позволяет сделать нужный выбор и составить прекрасный комплект для любого случая.
Надеюсь Вы узнали для себя что-то новое и интересное из истории рубашки.
Делитесь этими знаниями с друзьями и оставляйте свои комментарии !
Подписывайтесь на новости,чтобы узнавать еще больше интересного!
С уважением, Ирина Широкова.
Я люблю мужские рубашки, причем надеть ее могу и на выход. Иногда мой выбор критикуют, но чаще делают комплименты, говорят что это очень сексуально. В поезде от меня как-то мужчина глаз не мог оторвать, а потом поинтересовался не мужа ли эта рубашка, я ответила положительно, и он искренне порадовался за меня…
Здорово ! Теория подтвердилась практикой) , значит все таки на мужчин это тоже действует).
Спасибо за интересную историю о вполне обыденной и привычной вещи повседневного гардероба — рубашке.
Спасибо Вам, Ирина, что читаете. Рада ,что Вам понравилась статья о рубашке ,действительно так для нас уже привычной вещи.
Как всегда, содержательно и интересно. Очень люблю рубашки, как не пытаюсь носить блузы, кофточки, все равно тянет на рубашку, иду и покупаю.
Алла , значит рубашки — это Ваше . Женщина в рубашке выглядит очень стильно ).
Очень познавательная информация. Подтверждаю, что девушки в рубашках очень сексуальны!
Спасибо , Александр , за отзыв . Вот мы получили еще одно подтверждение мужчины.)
Действительно, рубашка прочно вошла в гардероб как женский так и мужской
Вы правы, Олеся. Сейчас рубашка стала унисексом , ее носят абсолютно все. Универсальная вещь.
Как всегда захватывающе интересная статья. И все совершенно верно -я тоже считаю рубашку в гардеробе совершенно беспроигрышным вариантом.Люблю их и ношу с удовольствием.Мне рубашка придает больше свободы в движении и уверенности.
Спасибо ,Людмила . Рада,что Вам эта тема близка).
Я всегда любила платья и только недавно заинтересовалась рубашками в качестве одежды на выход. Мне понравилось сочетать мужскую рубашку с корсетом.
Интересное сочетание. На мой взгляд очень сексуальное, потому что включает в себя предмет женского гардероба и мужского).
Обычно я считал рубашку больше мужской одеждой) Но в фильме «Голый пистолет» я видел, как женщина варила суп в рубашке своего мужчины — в этом действительно что-то есть )))
Женщины потихоньку перетаскивают из мужского гардероба все.Не всем это идет ,но выглядит довольно сексуально,это точно).