Те, кто создаёт одежду своими руками знают, сколько в этом процессе нюансов и особенностей. Для того чтобы изделие в результате выглядело красиво и качественно необходимо правильно выполнять каждую операцию. Работа с вытачками при пошиве одежды играет немаловажную роль, так как большинство вытачек находится на видимых местах и от их выполнения зависит внешний вид изделия.
Вытачки могут располагаться на самых разных изделиях: юбках, платье, брюках, шортах, пальто, куртках, жакетах, пиджаках… В самых разных местах: талии, груди, плечах, локтях, коленях… В каждом случае с вытачкой работают по – разному. Большое значение имеет и качество материала, из которого создаётся изделие.
Как правило, вытачка представляет собой участок на ткани, который отделяется от основной детали строчкой для того, чтобы изменить конфигурацию изделия. В большинстве случаев вытачки находятся внутри, за исключением декоративных, которые специально делают на внешней стороне изделия. Рассмотрим основные виды вытачек, которые встречаются при пошиве одежды.
Одними из самых распространённых являются вытачки, имеющие расширение с одной стороны и сужающиеся с другой стороны. Зачастую с широкой стороны вытачки мы имеем открытый срез ткани. Это часто встречается на юбках, брюках, платьях и т.д. Такая вытачка имеет середину (ребро) и косые боковые линии, которые образуют глубину вытачки.
При работе с разными материалами с этим видом вытачек есть некоторые нюансы. Начнём с обычной костюмной ткани средней плотности. На первом этапе необходимо сложить вытачку по центральной линии, сколоть иголочками или заметать.
Выполнить машинную строчку по косой линии вытачки, в начале которой сделать закрепку вперёд – назад, а в конце (к уголку) просто оставить концы нитей свободными. Хвостики можно завязать несколько раз на узелки и обрезать, либо при помощи обычной иголки спрятать их в ткань и так же обрезать лишнее.
После этого необходимо отутюжить вытачку. В сложенном положении первым делом надо проутюжить ребро, не опускаясь ниже угла вытачки.
Затем отвернуть вытачку в какую — либо из сторон (по ситуации) и приутюжить её по ребру, не затрагивая её целиком, во избежание пропечатывания на лицевой стороне ткани.
Теперь рассмотрим, как выполнить ту же вытачку на тонких тканях, таких, как, например, шифон. В этом случае вытачку лучше не сколоть, а прометать по ребру, так как лёгкие ткани не стабильны и одна половина может съезжать относительно другой. Если глубина вытачки большая, то необходимо прометать и по косой линии.
Затем надо проложить машинную строчку по всей длине вытачки (придерживая ткань рукой), не делая при этом никаких закрепок, во избежание стягивания материала. Свободные хвостики завязать на узелки и лишнее обрезать. ВТО вытачки на тонких материалах я делаю так же, как и на тканях средней плотности, как было показано выше.
Теперь ту же самую вытачку рассмотрим при использовании плотных материалов, которые применяют для пошива верхней одежды. Её можно выполнить двумя способами.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ
Скалываем вытачку по ребру и заранее заготавливаем небольшой прямоугольный отрезок ткани, центральную линию которого совмещаем с боковой линией вытачки.
Выполняем машинную строчку вдоль всей вытачки, вверху делая закрепку а внизу просто дострачивая до конца отрезка дополнительной ткани.
Складываем полоску ткани пополам и утюжим вытачку по ребру.
Затем вытачку и полоску ткани необходимо развернуть в разные стороны и разутюжить. Это способ часто применяется на верхней одежде, для того чтобы вытачка из плотной ткани лежала лучше. При необходимости отрезок дополнительной ткани можно ровно подрезать и край обработать оверлоком.
ВТОРОЙ СПОСОБ
Он используется в том случае, когда глубина вытачки достаточно велика. По всей длине вытачки выполняют машинную строчку, делая закрепки вверху и внизу, а затем разрезают вытачку по ребру, не доходя до угла около 2 см.
Обе стороны вытачки разутюживают в разные стороны при помощи пара, прижимая подушечкой ткань, пока она не остыла.
Для того, чтобы на лицевой стороне изделия не пропечатались обе отлетные стороны вытачки можно выполнить ВТО непосредственно под ними с обеих сторон. При необходимости излишнюю ткань на отлётах можно срезать. Так как верхняя одежда выполняется на подкладе, то разрезной вытачки совершенно не будет видно.
Теперь рассмотрим ещё одну распространённую вытачку, которая является вертикальной, хотя на фото она изображена в горизонтальном положении. Она используется на плечевых изделиях и находится в районе талии, создавая красивые контуры на фигуре. Подобные вытачки на платье с приталенным силуэтом просто необходимы.
У неё также есть центральная линия, но, по краям она имеет два острых угла. Вытачка складывается вдоль пополам и стачивается машинной строчкой от одного угла к другому. Если ткань средней плотности или плотная, то по краям можно поставить закрепки. Если же ткань тонкая, то лучше хвостики завязать на узелки и обрезать лишнюю длину.
Затем необходимо выполнить ВТО. Для этого каждую сторону вытачки утюжат на подушке отдельно, распрямляя ткань с обеих сторон от вытачки. Сначала надо проутюжить одну сторону, потом другую.
После этого развернуть всю вытачку только на одну сторону и постараться оттянуть ткань по ребру вытачки, для того чтобы с лицевой стороны всё было ровно. Если ткань слишком прочная и не оттягивается или глубина вытачки слишком большая, то вытачку придётся надрезать в нескольких местах. Но, это возможно только в тех случаях, когда изделие выполняется на подкладе, чтобы этих разрезов не было видно. Если же изделие выполняется без подклада, а вышеперечисленные моменты присутствуют, то вместо вытачки лучше сделать рельефы.
Вот так происходит работа с основными вытачками при пошиве одежды.
В КАКУЮ СТОРОНУ ЗАУТЮЖИВАТЬ ВЫТАЧКИ?
Также, для хорошего внешнего вида необходимо знать в какую сторону лучше заутюживать вытачки. Поделюсь теми вариантами, которыми пользуюсь я. Талевые вытачки на юбках и на брюках я заутюживаю к центру изделия. Талевые, плечевые вытачки на платье и жакетах я также заутюживаю к центру. Нагрудные вытачки, которые выходят из боковых швов я заутюживаю вниз. Локтевую вытачку на рукаве тоже надо направить вниз.
Так я поступаю с основными видами вытачек. Надеюсь, что эта информация была Вам полезна и Вы используете её при пошиве новой одежды для себя и своих близких.
Если Вас интересует работа с другими вытачками, спрашивайте в комментариях и я постараюсь Вам помочь.
Делитесь мастер – классом с другими любителями шитья и подписывайтесь на новости сайта, чтобы узнавать ещё больше о пошиве одежды!
С уважением, Арина Широкова.
Работа с выточками на мой взгляд сложная, может потому что я шить не умею и даже в этом мало разбираюсь. А для профи, для мастериц это отличный материал для ознакомления. Тем более, им все понятно.
Но вот сама теперь к одежде отношусь осознано, ведь крой и выточки, в том числе, все имеет значение.
Алёна, начитаетесь статей про премудрости пошива одежды и станете, как я, рассматривать каждую мелочь на одежде в магазинах).
Да, вытачки — это важный элемент изделия. Они позволяют ложиться одежде по фигуре и приобретать правильную форму.
Это абсолютно верно). Не красивая вытачка может испортить всё изделие.
С вытачками на юбке я обычно легко справляюсь, а вот на полочках мне всегда было проблематично хорошо сделать сразу.
Ольга, а какие именно? Я думаю, что скорее всего нагрудные вытачки?
Арина, БОЛЬШОЕ СПАСИБО за очень полезную информацию (утащила к себе) — бывает сложно решить, как лучше делать вытачки на изделии.
Я только не поняла, зачем дополнительная ткань на вытачке изделий из толстых тканей?
Пожалуйста, Ольга). Я рада, что информация оказалась полезной. По поводу дополнительной ткани. Дело в том, что когда вытачка делается из толстых тканей, то на некоторых она с трудом заутюживается на одну сторону, а дополнительная ткань создаёт как бы противовес и помогает вытачке лечь намного лучше, образую подобие шва. Этот приём используют на верхних изделиях и на пиджаках. Но, всё решается по ситуации. Этот момент относится уже больше к маленькой хитрости, для лучшего вида изделия.
Понятно, СПАСИБО!
Не знала о такой «хитрости», поэтому когда меховую куртку шила, сделала рельефы вместо вытачек.
Пожалуйста, Ольга). Бывает, что рельефы не всегда можно сделать, поэтому придумали вот такие хитрости).
Арина, а можно поподробнее, в каких случаях рельефы нельзя делать? Заранее спасибо.
Я тоже не знала о добавлении дополнительной ткани при пошиве вытачек из толстых тканей.
Очень понятный мастер-класс для любительниц самостоятельного пошива одежды.
Спасибо, Софья. Теперь вы сможете пользоваться этим приёмом при необходимости.
Вытачка, продублированная кусочком ткани, вот это я не знала. Здорово! Не растягивается не держит форму. Обалденный способ.
Благодарю .Я шью спецодежду от начала до конца и таких тонкостей не знаю т .к отшиваю костюмы и утюгом не пользуюсь.Но для себя любимой когда буду шить,то возьму на заметку.
Пожалуйста, Елена. Пошив спец.одежды это, конечно, другой процесс, в отличии пошива одежды для себя. Буду рада, если вам пригодится этот приём.)
Арина, спасибо, теперь все знания о вытачках в одном месте.
У меня такой вопрос. В школе (1970-е годы) учительница труда, профессиональный модельер, учила нас заутюживать талевые вытачки к боковым швам. В 1980-е годы моя коллега ходила на курсы кройки и шитья и говорила, что их там переучивали — велели заглаживать к центру. Она ещё смеялась — мол, наверное, кто-то диссертацию по этому поводу защитил. Смешки-то смешками, но почему так изменилось?
Здравствуйте, Мария. Я знаю, что вытачки все заутюживают в разные стороны. Не знаю даже почему так. И учат везде по-разному до сих пор. Видно единства в этом вопросе нет. Я привыкла заутюживать к центру изделия и глядя на брендовые изделия, я вижу что практически на всех вытачки заутюжены именно к центру. Поэтому каждый скорее всего делает так, как считает нужным. Нагрудные вытачки тоже заутюживают кто вниз, а кто вверх. Мне вниз привычнее.