На протяжении многих веков люди могли использовать только натуральные красители для ткани. Мир, окружающий нас, многоцветен. И желание внести цвета в свою одежду было естественным. Натуральные ткани, из которых изготавливали наряды наши предки, такие как лен, шерсть, шелк не имели разнообразия цветов. Поэтому люди старались всеми возможными способами найти красители, которые позволят сделать вещи цветными
Индиго — один из самых древних известных на сегодня натуральных красителей. В Китае, Индии и Египте индиго применялся для окраски тканей еще за 2500 лет до нашей эры. Название происходит от латинского слова «indicus». Индиго можно получать с помощью нескольких растений, таких как: индигоноска красильная, вайда, индигофера, а также китайский индиго. В этих растениях содержится особый гликозид индикан. Например, сначала ветки индигоферы замачивались, а после того как жидкость начинала бродить, ее сливали в канавы, где она окислялась. Этот краситель оставался вне конкуренции вплоть до начала прошлого века, когда был изобретен его химический аналог. Краситель покрывал поверхность каждого волокна, не проникая внутрь, поэтому характерной особенностью тканей цвета индиго-их неравномерная окраска. Через время на изделии появляются белесые пятна.
Кстати, первые джинсы, которые были сделаны для золотоискателей красили именно индиго, как самым стойким красителем того времени.
Пурпур — этот краситель использовали еще в Древнем Риме. Добывали его из очень редко встречающихся моллюсков Murexbandaris, которые водятся только у побережья Африки. Для того чтобы добиться пурпурного цвета, ткань подвергали сложной двойной окраске в жидкости, выделяемой этим моллюском. Подлинный пурпур имеет не ровный цвет, при окрашивании ткань приобретает блеск и тени в складках имеют различные оттенки: тени в складках красного пурпура отливают синим, в складках синего или фиолетового видны багровые тона. Палитра пурпурных тканей простиралась от розового до фиолетового (аметистового). Пурпур всегда имел особое значение. Носить пурпуровые шелка было привилегией только царской семьи и высших сановников. Эти шелка изготавливались в государственных мастерских-гинекеях (там работали только женщины), весь процесс производства ткани был строго засекречен.
Марена красильная — ее корни обладают очень мощными красящими свойствами. Она дает насыщенный, ярко красный цвет. Корни марены собирают ранней осенью, именно в этот период ее пигментационные свойства максимальные. После сушки их тщательно перемалывают. С помощью получившегося порошка окрашивают ткань или нитки.
Охра — природный пигмент, образующийся из окиси железа с примесью глины. Охру использовали еще в Древнем Египте и в Древнем Риме. Цвет охры бывает светло-желтым, темно-желтым и коричнево-желтым. При большой концентрации можно добиться ярко красного цвета. В Намибии люди из племени химба покрывают волосы и тело охрой для защиты от перегрева. В ее состав входят минеральные пигменты, устойчивые к солнечному свету и химическим веществам.
Разные народы на протяжении веков использовали различные травы для окраски тканей. Такие как: кора крушины, ромашка, полынь, золототысячник, кора дуба, барбарис, ежевика, лакмусник, шалфей, бузина, щавель и многие другие. Сам процесс окрашивания настоящими мастерами держался в секрете. Результат покраски зависел от посуды, в которой происходило окрашивание, от жесткости воды, от времени окрашивания, даже от настроения мастера.
Природа нашей земли богата на щедрые дары и при желании мы тоже можем ими пользоваться. Главное делать это разумно, с пользой для себя и без вреда окружающей среде.
Я знаю, что и в наше время есть люди, которые пользуются натуральными материалами для окраски тканей. Возможно Вы тоже из их числа? Поделитесь с нами своими находками.
Недавно я решила немного поэкспериментировать и при помощи необычных красителей сделала себе оригинальный палантин шибари. Если Вам интересно узнать что же из этого вышло, можете прочитать и увидеть весь процесс в подробном мастер-классе.
Делитесь своими комментариями и интересной информацией со своими друзьями!
Подписывайтесь на новости сайта,чтобы узнавать еще много полезного!
С уважением, Ирина Широкова.
Ирочка! Как всегда очень интересная статья.Я в молодости недолго работала в лаборатории гистохимии и столкнулась с натуральными красителями.Действительно отмыть руки или отстирать белый халат было невозможно.
Людмила , вы просто мастер на все руки). У вас столько разных познаний и опыта))).Множество предметов дошли до нас из глубины веков сохранив при этом свой цвет,полученный из натуральных материалов. Это самое лучшее доказательство того ,что природные красители действительно очень стойкие .
Даже и не подозревала, что так много натуральных красителей. Всегда удивлялась откуда в те времена были такие красивые ткани, и еще более красивые и разноцветные наряды.
Ирина, палантин у вас получился красивый и самое главное эксклюзивный.
Спасибо, Алена.Отдалились мы от природы ,вот и пользуемся не природными материалами , а всякой химией вредной (.Сколько проблем от нее в наше время(((. Рада,что палантин понравился). Ношу).
Мне иногда приходится красить ткани натуральными красителями, но я использовала всем известные. Вы расширили мои познания в этой сфере. Отлично, спасибо.
Спасибо, Алла. Приятно ,что Вы узнали что-то новое для себя. Буду рада ,если Вам в работе это пригодится). Успехов !
Очень познавательная статья. Спасибо. Столько нового узнала для себя. И в который раз убедилась, что наш мир имеет безграничные возможности во всём, какое буйство красок в природе и в быту… Красота и ляпота)))
Да, Ингрит , это точно.А самое главное,что от природных красителей нет никакого вреда для окружающей среды . А вот от химических очень много (.
химические красители становятся безопасными после обработки их чайной содой (в случае с кислыми красками), или лимонной кислотой ( в случае с красками — алкалоидами). нейтральные же краски c
( ph=7) нужно обработать окислителем, например
10 % р-ром (NH4 Сl O4). После чего, их можно безопасно использовать. Если краски после обработок, становятся не годными, значит они были опасны для здоровья.
Спасибо за дополнение, Соломия).