Начало 40-х годов прошлого столетия было омрачено продолжавшейся мировой войной. Военные конфликты это всегда большое испытание для мира моды. Меняется отношение к одежде, мировоззрение в плане подачи себя при помощи вещей. На первый план выходит практичность и долговечность во всем. Меняются судьбы людей и представители мира моды не исключение. Многие вынуждены приспосабливаться к обстоятельствам либо прекращать полностью свою деятельность. Мода 40х — 50х годов прошлого столетия была насыщена событиями как печальными так и радостными.
Модная индустрия всех стран, участвующих в войне была подорвана и находилась в плачевном состоянии. Многие Парижские Дома мод были закрыты во время Второй мировой войны. Среди них Maison Vionnet и Maison Chanel. Некоторые дизайнеры, в их числе Mainbocher, переехали в Нью — Йорк. Полномасштабная программа морального и интеллектуального перевоспитания французского государства не обошла и мир моды. На смену стильной парижанке пришел образ надежной жены и молодой спортивной девушки более соответствующий повестке дня нового режима. Германия завладела более половиной всей модной индустрии Франции, включая Дома мод и даже поднимался вопрос о переводе французской моды в Берлин или Вену. Архивы Палаты Торговли Высокой моды были изъяты, в том числе и обширный список клиентов. Смысл всего этого был в том, чтобы разбить монополию, которая якобы угрожала доминированию Третьего Рейха. На тот момент во Франции было 92 Дома моды.
Ткани катастрофически не хватало, поэтому в целях экономии длина платья становилась все выше и выше. Это распространялось как на повседневную одежду, так и на вечернюю. С 1940 года был введен определенный регламент, в соответствии с которым на пальто можно было потратить не более 4х метров ткани, а на блузку не более 1 м. Все больше стали использоваться дешевые материалы, а натуральные заменялись на искусственные. Но не смотря на это кутюр сделал все возможное, чтобы сохранить свое знамя. Юмор и легкомыслие стали основным способом защиты от оккупационных властей, благодаря этому мода смогла выжить. Хотя некоторые утверждают, что сохранению французской моды способствовали богатые жены нацистов, но в действительности записи показывают, что клиентки Домов мод в то время представляли собой микс из богатых парижанок, жен иностранных послов, клиентов, связанных с черным рынком и других посетителей салонов, среди которых немецкие женщины были в меньшинстве. Во время войны работали такие Дома мод как Jacques Fath, Мэгги Rouff, Nina Ricci, Марсель Rochas, Жанна Lafaurie, Мадлен Vramant.
Во время оккупации единственным способом для женщин добавить в свой серый образ разнообразия и цвета были шляпки. Платье или костюм поменять дорого, а шляпку дешевле всего. Практически все шляпы представляли собой тюрбан, высоко стоящий над головой, так как эта модель соответствовала форме прически. Взбитые локоны поднимались вверх либо собирались в пучок, убранный в сеточку. В СССР такие прически называли «вшивый домик». Причем это было действительно так, потому что в целях экономии голову мыли не чаще чем один раз в неделю. Целью головного убора было не показать волосы, а полностью скрыть их, а форма тюрбана отлично с этим справлялась.
Мода на тюрбаны пришла из Карибского бассейна. Во время войны Франция была отрезана от Америки, главного потребителя французской моды и США обратили свои взоры на страны Карибского бассейна: Кубу, Пуэрто — Рико, Тринидад и Тобаго. Женщины, работающие на плантациях в латино — американских странах обвязывали голову куском материи наподобии тюрбана, защищаясь от солнца. А благодаря бразильской актрисе Кармен Миранда, известной в Голливуде, стала очень популярна обувь на платформе, которую делал для нее Сальваторе Ferragamo. Миранда была низкого роста (около 149 см) и стала поистине пропагандисткой такой обуви. Чтобы выглядеть выше она носила платформу и каблук около 20 см, а на голове тюрбан. Тюрбан шился из остатков ткани и для его изготовления не требовались специальные материалы или инструменты, как для производства шляп из фетра. Среди инновационных модисток того времени были Полин Адам, Симоне Ноде, Роуз Валуа и Ле Монье.
Упрощалась различная упаковка, стало привычным использование дешевых материалов, таких как дерево, соломка, бамбук, пластмасса. Вновь в моду входит ручной труд, только на этот раз дешевый. Платформа на обуви как и аксессуары могли быть деревянными. Кожа становилась все более недоступной, так как ее забирали на нужды армии. У женщин ремень из кожи не должен был быть шире 3 см, в целях экономии. Популярным становиться стиль «петчворк», ранее применявшийся для изготовления одеял в деревнях и никогда прежде в высокой моде. Но из -за сложной экономической обстановки он входит в повседневную одежду. Женщины применяли фантазию, для того чтобы выглядеть красиво и нарядно. В ход могли пойти лента, комбинация тканей и даже шторы.
Эльза Скиапарелли была вынуждена уехать в США , но Дом свой не закрыла, а поручила управление шведке Ирэн Дана. В Америке Эльза занималась тем, что читала лекции о моде в Красном Кресте. В ее отсутствие ведущей моделью Дома была урожденная киевлянка Варвара Раппонет, эмигрировавшая из России. После освобождения Парижа в 1944 году Скиапарелли вернулась во Францию, в свой Дом, но за время ее отсутствия появились молодые дизайнеры, которые могли составить ей конкуренцию. В 1947 году Эльза берет на работу в Дом французского аристократа Юбера де Живанши.
Постоянная соперница Скиапарелли, Коко Шанель, закрыла свой Дом в 1940 году. А в 1944 году, когда Париж был освобожден Шанель бежала из Франции, дабы не попасть под репрессии, так как во время оккупации ее кавалером был офицер гестапо. Она провела 10 лет в изгнании, в Швейцарии.
Одним из известных Домов моды был Дом Мадам Гре, французского дизайнера, которая создавала платья прямо на модели, без выкроек. В молодости она изучала скульптуру и живопись, что использовала в своей дальнейшей работе. В 1933 году она открывает свой первый салон, который в начале войны в 1940 году закроет и уедет с семьей на юг Франции из оккупированного Парижа. Но из-за сложного финансового положения она вернулась в Париж и продолжила работу. Она всячески старалась противостоять ограничениям, которые устанавливали немцы. Расходовала ткани больше, чем было дозволено, отказывалась обслуживать любовниц нацистов, а на показе мод для нацистов представила коллекцию в национальных цветах Франции. А в 1943 году Дом Мадам Гре закрыли за превышения лимита ткани и за противодействие властям. Мадам Гре опять бежала и вернулась в Париж только в 1945 году, после его освобождения. В 1947 году она была награждена орденом Почетного Легиона как моральный авторитет нации. Не смотря на то, что ее модели совершенно были не похожи на модели Диора, она имела много поклонников. Драпировки, мягкие ткани — это то, что отличало ее платья от других. Одними их клиенток Мадам Гре были Эльза Триоле и Лиля Брик.
Многие известные актрисы того времени внесли свой вклад в развитие моды. Рита Хейворт, Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн были очень популярны и обладали своим стилем и фантазией. За неимением красивого кружева вещи в 40х годах часто отделывались кусочками меха. Очень популярна была чернобурка, которая выращивалась в США и в Сибири. Каждая женщина мечтала иметь воротник или муфту из чернобурки. Цвета в одежде были преимущественно темные: коричневый, темно — бордовый, темно — синий. Исключительно из соображений практичности, темную одежду не надо было часто отдавать в чистку. Одной из самых модных тканей во время войны был креп (матовая шерстяная ткань), а очень популярным костюмом было сочетание жакета и платья. Самым актуальным стилем эпохи войны был стиль » милитари «: широкие накладные плечи, пояс, подчеркивающий талию, прямая юбка, накладные карманы. Все это было деталями военной формы. В качестве замены кожи, которая использовалась раньше, в моду входят изделия из кожи рептилий: питона, крокодила и ящерицы. Золото было реквизировано в банках и изделия из золота стали довольно редким явлением. Аксессуары делали из блестящего металла, а в моду вошли детали, которые имели явно военную тематику, такие как цепи, замки, сумки в виде патронташа. Производство фурнитуры и бижутерии пошло на спад и умельцы самостоятельно делали пуговицы и различные украшения.
Модный Дом Ворта, очень известный в конце 19 века утрачивал свою популярность и 40-е годы стали закатом его империи. Главным кутюрье Франции во время войны был Люсьен Лелонг, президент Парижского Синдиката высокой моды. А главным дизайнером в Доме Лелонга был Кристиан Диор, вторым дизайнером —Пьер Бальмен. После войны они уволятся и откроют свои Дома мод. Кристиан Диор в 1947 году покажет свою первую коллекцию под названием «Король», отличительными чертами которой будут подчеркнутый бюст, осиная талия и пышная юбка. Силуэт «песочные часы», состоящий из жакета — бар и юбки на кринолине доходившей до щиколотки, покорил весь мир.
Это был послевоенный возврат к женственности и довоенной роскоши, а также ознаменованием возрождения французской высокой моды. Популярность Диора стремительно росла, к тому же этому способствовала определенная реклама, редактор американского Harper ‘s Basaar, Кармель Сноу сказала, что это «новый взгляд!». Так родился стиль new look. Многие считали это расточительным, так как на юбки в этом стиле шло много ткани, а все еще существовала карточная система. На некоторые платья требовалось от 16 до 100 метров материи и тюля. К тому же нужны были соответствующие колготки и хорошие бюстгальтеры.
На наряду с этим Кристиан Диор использовал очень простые пуговицы. Он считал,что обычные черные пуговицы с 4 дырочками это верх элегантности. Хотя Дом Диор шил костюмы и в стиле » милитари», возможно для американских работающих женщин, которые продолжали оставаться активными потребительницами французской моды.
В 1947 году в Дом Диора приходит работать молодой Пьер Карден, начинавший свою карьеру с театрального художника. А в 1950 — м он открывает свой собственный Дом моды. Уже через год он показал свою первую коллекцию женской одежды, а в 1957 году был принят в Синдикат Высокой моды. Он был певцом футуристического направления в одежде. Создавая яркие образы он не особо заботился о красоте женской фигуры. Прямоугольные силуэты скрывали все недостатки. Авангардное направление было девизом его творчества.
Но Карден был не только творцом будущей моды, но также и прекрасным предпринимателем. Он первым стал продавать свои творения по более низкой цене в рамках новой формы продажи прет — а — порте. Сотрудничая с торговыми домами, он выставлял свои коллекции под свои именем, но в более доступной ценовой политике. За это в 1959 году он был исключен из Синдиката за нарушение правил и понижение имиджа высокой моды. Но Карден оказался провидцем и уже через некоторое время многие дизайнеры последовали его примеру.
Кристобаль Баленсиага, испанский дизайнер, один из самых известных кутюрье того времени. Он начал свою карьеру еще в 30-е годы, переехав во Францию. В 1937 году он открыл свой Дом моды и продолжал свою деятельность вплоть до 60х годов. Для испанцев Баленсиага является «национальным героем» и в наши дни. Костюмы Баленсиага стоят очень дорого, начиная от 10 000 долларов и выше. Одной из отличительных деталей его костюмов является наличие баски, популярной в испанских нарядах.
Одной из столиц моды во время войны стал Шанхай, так как там проживало в тот период очень интернациональное население: французы, англичане и множество русских эмигрантов. Работало много Домов моды, которые были открыты эмигрантками из России, а многие женщины работали в кабаре, театрах, ресторанах и тщательно следили за новинками. Для японцев, которые оккупировали Китай, европейская мода была настоящим открытием.
В послевоенное время вся швейная промышленность находилась в плачевном состоянии. Модельеры долго были в стесненном положении и тотальной экономии во всем. Чтобы восполнить пробелы в расходах дизайнеры, как только появилась такая возможность, стали использовать большее количество ткани. Новинка, которая появилась в послевоенные годы — это плиссировка. Прямые юбки-карандаш военного времени уступили место расклешенным юбкам длиной значительно ниже колена. Мужчины вернулись с войны и женская одежда получила новое направление. Она опять должна была выглядеть привлекательной, женственной и сексуальной. Наступает период элегантности, спокойных тонов, не пугающих мужчин.
Начиная с 1947 года в моду входят маленькие шляпки вместо тюрбанов и вместо широких каблуков и платформы туфли на шпильках, в каблуки которых вставляли металлические штыри, взятые из самолетостроения. В эпоху new look стали модными все нежные пудренные оттенки. Новая форма очков в виде «лисичек «. В мире высокой моды начинается «золотой век».
В конце 40-х годов в СССР зародилась необычная субкультура, представляющая собой сообщество молодежи, подражающих американскому образу жизни. В 1949 году после публикации Д.Г.Беляева, в журнале «Крокодил» фельетона под названием «Стиляги» это название прочно закрепилось за новым направлением. Движение получило широкое распространение по всей стране и продолжало существовать до начала 60-х годов. Молодые люди высказывали отрицательное отношение к существующему строю, моральным ценностям и всему образу жизни. От остальной части населения они отличались прежде всего своим ярким и необычным видом, замысловатыми прическами и стильными образами, за что очень критиковались послушными гражданами и даже несли уголовную ответственность. Стиляги пропагандировали зарубежную музыку, раскрепощенность, верхом шика было ношение заграничной одежды, которая доставалась с огромным трудом и за это в качестве ответной реакции получали презрительное отношение к себе. Не смотря на все препятствия стиляги оставались позитивными, творчески относившиеся к своему внешнему виду, яркими и жизнерадостными людьми.
Известный музыкант Алексей Козлов говорит:
«У стиляг было такое отработанное бессмысленное выражение глаз. Не потому что мы придурки. Просто если бы мы обнажили свой взгляд, если бы смотрели, как мы чувствуем, — все бы увидели, как мы их ненавидим. За этот взгляд можно было поплатиться. Вот мы и придуривались.»
В 1949 году в Германии мода совершила новый виток, в Дюссельдорфе был открыт первый салон прет — а — порте . Это стало началом массового производства одежды и подлинной демократизации модной индустрии. Со взлетом прет — а — порте в 50-е годы выбор фасонов, тканей, расцветок невероятно расширился, что позволяло удовлетворить запросы каждой женщины.
Мода 50х годов отличалась оптимизмом, роскошью и женственностью . Опять возвращались золотые украшения и вечерние платья украшенные бисером и стразами. Не смотря на то, что женщины жаждали прогресса, многие из них работали и уже сами водили автомобили, женственный образ они приняли с радостью. Кутюр испытал что-то вроде возрождения. Небольшие корсеты, узкая талия и активная зона декольте. На протяжении 50х годов женщины по прежнему отдавали предпочтение французской моде.
После окончания войны в Париж возвращается Эльза Скиапарелли . Ее новым цветом становится цвет фуксии, очень яркий и активный. Эльза была пропагандисткой живописи сюрреализма и это очень сильно отражалось в ее коллекциях. Одежда Скиапарелли была рассчитана на молодых, энергичных и независимых женщин, которым был не чужд новый, экстравагантный образ в одежде. Но после войны мужчины опасались таких женщин и слишком яркие цвета отпугивали их . Мужчины устали бороться, им по душе были более миловидные и спокойные женщины, одетые в пастельные тона. Это сыграло решающую роль в судьбе Эльзы, потому что следуя своему направлению она утратила былую популярность и в 1954 году ушла из мира моды, под предлогом рождения двух своих внучек, чему была несказанно рада ее постоянная соперница Коко Шанель.
Самыми знаменитыми кутюрье того времени были Кристобаль Баленсиага, Юбер де Живанши и Пьер Бальмен. В 1951 году Баленсиага полностью изменил силуэт : расширил плечи и изменил линию талии. В 1955 году он разработал платье — тунику, которое к 1957 году трансформировалось в платье — сорочку. И к концу 1959 года это закончилось линией ампир, с завышенной талией платья и пальто, вырезанных как кимоно. Баленсиага отличается о многих кутюрье тем, что он мог создавать модели сам от начала до конца, так как еще в 12 летнем возрасте был отдан в подмастерья к портному.
Юбер де Живанши открыл свой первый Дом моды в 1952 году и произвел сенсацию моделями скомбинированными из разных тканей. Бутики были открыты в Цюрихе, Риме и Буэнос — Айресе. Его называли человеком с огромным вкусом и сдержанной элегантностью. Его клиентками были Одри Хепберн и Жаклин Кеннеди. В 25 лет он стал самым молодым и прогрессивным дизайнером на парижской модной сцене. Первая коллекция Живанши была названа «Беттина Грациани» по имени молодой парижской модели того времени. Ткани он использовал не дорогие, но привлекал клиентов оригинальностью своих конструкций. Живанши шил практически все костюмы для героинь Одри Хепберн. Она была его музой. После смерти Одри, Живанши решил покинуть мир моды.
Пьер Бальмен открыл свой Дом моды в 1945 году. Но большим успехом стал пользоваться только с 1952 года. Бальмен поддерживал стиль элегантной парижанки с налетом гламура, к тому же он мастерски владел творческим сочетание тканей и тонких цветовых комбинаций. Клиенты его дома были сторонниками элегантности, простого кроя и более естественного образа.
В 1953 году в Италии начинают свою деятельность Оттавио и Розита Миссони. В этом году они открывают свою небольшую вязальную мастерскую и это становится точкой отсчета для рождения нового бренда. В 1958 году они представляют свою первую коллекцию в миланском универмаге под маркой Missoni. Она достойно была освещена в прессе и стала пользоваться популярностью у публики. При поддержке главного редактора журнала Arianna, Анны Пьяджо бизнес становился процветающим. Миссони начинали преимущественно с производства спортивной одежды и искали свой путь, свой фирменный стиль около десяти лет. Периодом расцвета этого бренда станут предстоящие десятилетия, а визитной карточкой разноцветные полоски — зигзаги в этническом стиле.
После десятилетнего изгнания в мир моды возвратилась Коко Шанель. Ей было в то время уже около 70 лет. Она терпеть не могла new look и представила на суд публики ряд идей, которые в дальнейшем стали стилем Шанель и изюминкой ее образа. Это стеганные сумочки на металлических цепочках, костюмы из ткани крупного плетения с золотыми цепями, блестящая бижутерия, шелковые блузки в цветочек, кнопки и пуговицы с монограммой, вечерние платья и меха, длинные нитки жемчуга. Но первая послевоенная коллекция была провальной и потерпела фиаско.
Публика восприняла модели как старомодные и не отвечающие духу времени. Но порой судьба преподносит удивительные сюрпризы и именно это произошло с моделями Шанель. Этот период совпал с Варшавской конвенцией самолетов, по которой женщины и мужчины имели право брать с собой только 20 кг багажа. И конечно пышные платья в стиле new look не помещались в чемоданы более одного. А костюмы Шанель замечательно подходили для перевозок в некотором количестве. В 1955 году публика приняла идеи Шанель и взяла их на вооружение.
Одним из изобретением Шанель была цепочка, пришитая по низу жакета с изнаночной стороны, для того чтобы низ жакета не задирался. Подкладка должна быть точно такого же тона как и сам жакет, границы не должно быть. Длина юбки никогда не поднималась выше колен, которые по словам Шанель были самым не красивым местом на теле женщины. Коко Шанель не умела ни рисовать, ни шить, но все примерки всегда делала сама.
В 1959 году революцию в мире моды произвело изобретение лайкры. Это во многом изменило отношение к нижнему белью и привело к перестройке в отрасли промышленности, связанной с производством нижнего белья. В моду вошли цветочные яркие расцветки тканей с набивными рисунками. А самыми популярными тканями стали тафта и органди, потому что они хорошо держали форму платья. Красной линией через все 50-е годы проходит тема показной роскоши, по которой так соскучились люди во время войны. Стала популярна тема отдыха, то,чего не могли себе позволить все некоторое время назад. Это выражалось в морских рисунках на ткани, аппликациях на сумочках в виде ракушек и рыбок. Сан — Тропе становится самым модным курортом, куда стекаются все прожигатели жизни.
В Голливуде был создан особый стиль гламура, который пропагандировали Мерилин Монро, Грейс Келли и Лорен Бэколл. Некоторые модельеры считали, что платье , показанное с экрана увидят миллионы, по сравнении с моделями в журналах. Поэтому это более выгодное вложение их труда и они активно сотрудничали с киностудиями. Они не старались следить за всеми стилями модного Парижа, а пытались создать свою собственную версию классицизма, которая должна быть вне времени. Для создания костюмов использовались меха, блестки, роскошные материалы, шифон. Популярна была модель с глубоким вырезом на спине, актриса в таком платье смотрелась очень эффектно. Самые влиятельные дизайнеры Голливуда того времени были Орри Келли, Уильям Травилла, Трэвис Бентон и Гилберт Адриан.
50 е годы это триумф цвета и камней, не всегда настоящих, но главное чтобы они блестели. В 1953 году в Дом моды Диора приходит молодой Ив Сен — Лоран, а после внезапной смерти Диора становится ведущим модельером дома. В 1957 году Ив Сен — Лоран вводит в моду новый силуэт- трапеция. Первая «гуманная» модель, в которой женщина могла покушать. Этот силуэт перейдет плавно в 60-е, но приобретет новое звучание.
В 1959 году произойдет знаменательное событие в рамках СССР. 12 французских манекенщиц и 120 моделей одежды во главе с Ив Сен-Лораном посетят столицу страны. Все 14 показов коллекций пройдут за закрытыми дверями, зрителями которых станут высокопоставленные чиновники и представители текстильной и легкой промышленности. В течении нескольких дней пребывания коллекции удастся показать на нескольких заводах Москвы, а также совершить перелет в Архангельск.
Но Сен — Лорану все- таки удалось показать простым москвичам свои произведения. Одетые как для подиума манекенщицы прогуливались по ГУМу, что позволило всем желающим лицезреть эту прекрасную картину. Судя по внешнему виду отличия между парижанками и советскими женщинами были разительные. Конечно во Франции в нарядах от кутюр тоже по улицам не ходят, но тем не менее это показывает насколько мода в СССР отставала от европейской моды. Успех был грандиозный, а советские модельеры, которые не могли выезжать за пределы государства получили возможность увидеть все своими глазами.
50-е годы — это последний период высокой моды от кутюр, который создавал образ женственной, сексуальной, роскошной и богатой женщины. Впереди 60-е годы, которые кардинально будут отличаться от предыдущих периодов.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями!
Жду Ваших отзывов!
С уважением, Ирина Широкова.
А вот интересно, вернется эта мода. Мне кажется, она была очень женственна и элегантна. Спасибо за факты из истории моды.
Многое из моды того времени мы носим и сейчас. Стиль милитари достаточно популярен в наши дни,женственные шелковые платья мы может и не каждый день носим ,но некоторым все таки удается))).Мода 40х — 50х годов уже стала классикой и к ней будут возвращаться постоянно я думаю.
Да мода тех лет была просто элегантной.Это огромное количество драпировок делали платье уникальным,т.к. трудоемкое исполнение можно было допустить только на дорогих платьях.Платья на каждый день шились попроще.Платье на выход всегда было с изыском и из дорогой ткани. У нас в семье долго хранились мамины 3 платья, привезенные из послевоенной Германии. В фильме «Высший свет» на Одри Хепберн бальное платье с многослойной юбкой, но все из шелка.Как она красиво озывается на каждое движение.Это не современное платье на подьюбнике из жесткой органзы, не подогнанное по фигуре, а примитивно зашнуровано.Когда сравниваешь, понимаешь, что такое элегантность.
Спасибо, Людмила , за Ваш отзыв. Меня удивляет тот факт,что не смотря на все сложности и трудности люди не переставали творить. Вокруг ужас и кошмар, а у них были силы думать о прекрасном. Благодаря их духу мы сегодня имеем возможность любоваться на эти чудесные творения. Все преходящее, а музыка и искусство вечно. Это действиельно так.)
Приятно, что тенденции моды 40-х и 50-х годов прослеживаются и в современной моде, привнося в нее женственность, хрупкость, изящество.
Мне тоже очень радостно это наблюдать. За последнее я сшила несколько нарядов в стиле нью-лук. Девушки в них просто очаровательны).