Драгоценные кружева

Драгоценные кружева дорого ценились во все времена, потому что в них всегда было вложено огромное количество времени и мастерства кружевниц. Тончайшие и нежнейшие тюли, изящные в своей неповторимости кружевные воротники и накидки — старинное искусство кружевоплетения по сей день считается источником вдохновения, восхищая нас совершенством и филигранностью ручной работы. Перенесемся в эпоху, с которой начиналась история кружева. Представим себе Венецию на рубеже 15-16 веков.

Венецианская Республика процветает. Склады полны товарами: лен, меха с севера, ковры, шелка и благовония с Востока. Воздух, пропитанный ароматом апельсиновых деревьев и пряностей, смешиваясь со зловонием каналов, напоминает о том, что жизнь, как всегда, полна неожиданных контрастов. Лица великих художников, еще не ставшие тенями, можно запросто встретить в толпе. Зеленоглазый Дюрер, великолепный Тициан, неотразимый Беллини: все они вместе — это и есть Возрождение.

В моде белое льняное полотно, вышивка белым по белому. Тоненькой иглой с золоченым ушком из легкой блестящей ткани — льнобатиста — выдергивают нитки утка, затем обшивают их в соответствии с заранее нанесенным узором. Эта сквозная вышивка получила название «филе». Ею были одержимы почти все женщины Северной Италии. Жена прокуратора Венеции так преуспела в украшении своей спальни, что ее кровать скорее походила на трон.

ВЕНЕЦИАНСКИЕ РУКОДЕЛЬНИЦЫ

Простая крестьянка и дама из общества каждую свободную минуту посвящали рукоделию. Этот вид творчества дал европейской женщине первые уроки достоинства, развивая таланты одних и давая другим возможность приобщиться к прекрасному. Посмотрите как венецианских  кружевниц  изобразил художник А. Паолетти.

Драгоценные кружева
» Венецианские кружевницы » А. Паолетти

Венецианцы — баловни судьбы, безошибочно доверившиеся великим граверам, печатавшим альбомы для вышивок и кружев, использовали как основу пергамент (сколок) с узором и нанесенными на него точками для вкалывания булавок (если мастерица предпочитала работать на коклюшках), но и этот вид кружева казался венецианцам слишком простым. Они достигли немыслимого совершенства в сложном игольном кружеве. К холсту пришивался пергамент с рисунком, прямо по нему шили узор, после чего нитки между пергаментом и холстом подрезались и узор повисал в воздухе. Он так и назывался — «стежок в воздух «.

Драгоценное кружево

Игольное кружево, 1620-1640, Италия

Драгоценное кружево

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КРУЖЕВНОЙ ВОРОТНИК

Итак, перед изумленной Европой  предстал крепко накрахмаленный, мерцающий, как силуэт воздушного замка, Кружевной Воротник. Белый цвет — цвет безопасности и покоя. Это ощущения, уходящие корнями в праисторию человека, опасавшегося темноты. Все особенности этого цвета нашли свое выражение в кружеве не только благодаря моде, но и благодаря скромной игле, чья роль так значительна, что, несомненно заслуживает отдельного рассказа.

Драгоценные кружева

15 век — время изобретения ковки в форме. Этим видом ремесла итальянские кузнецы владели превосходно. Инструменты итальянских ремесленников эпохи Высокого Возрождения еще при жизни многих из них стали предметом коллекционирования некоторых европейских монархов. Именно эти коллекции становились впоследствии  основанием для музейных собраний Германии и Франции. Через 150 лет после того, как был изобретен способ получения стальной калиброванной проволоки, иглы стали прочными и тонкими.

В те времена никто и представить себе не мог, что пройдут века, мода изменится до неузнаваемости, но кружево не исчезнет, оно достигнет вершин классики (гипюры 17 и тюль 18 века). Кружево завоюет Россию конца 17 века, Латинскую Америку и Китай, где в конце 19 века откроют свое собственное производство. Оно будет постоянно видоизменяться, отражая модные художественные тенденции и стили.

ВОЛШЕБНЫЙ БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Особое свойство кружева (белого, слегка сероватого или цвета сливок) — высвечивать на фоне темной ткани лицо и кисти рук — давало возможность быстрого и более отчетливого рассматривания модели. Этот эффект «крупного плана » особенно заметен на полотнах старых мастеров.

Драгоценные кружева

Венецианские кружевные манжеты. Кружевное жабо. Венецианский воротник (галстук).

Переменчивость и богатое разнообразие белого цвета пленяли художников. Недаром все портретисты со времен эпохи Возрождения наслаждались его игрой, упивались элегантностью кружева.

Драгоценные кружева

Ипполит Коше в книге «Кружево» рассказывает, что старинные кружева хранили в особых шкатулках, выложенных изнутри сукном — чтобы они не отсырели и не покрылись ржавыми пятнами. Их передавали в наследство по женской линии.

Текстилю свойственно долго хранить запахи, тем более, что в 16 веке кружева практически не стирали. Толстый крахмальный слой предохранял нежное кружево от сажи сальных свечей, только иногда их полоскали в проточной воде. Они благоухали Востоком: Трапезунд, караваны до Шираза, Исфахана… Эфирные масла и благовония из розы, корицы, жасмина, иланг — иланга. Шорохи сказочного цветника…

УТОПАЯ В КРУЖЕВАХ

История венецианских кружев  похожа на плутовской роман. К середине 17 века шитые иглой венецианские гипюры становятся обязательной частью костюма европейского дворянина. Но, когда многие из них начнут разоряться, не в силах платить сумасшедшие деньги за новые воротники, манжеты, украшения для ботфортов и перевязи шпаги (столько кружев, пожалуй, мужчины не носили и не будут носить никогда!), когда перестанут помогать многочисленные королевские запреты и указы (ведь без кружев нельзя было показаться в Версале и даже понравиться самому себе), вот тогда на радость венецианским кружевницам, чей труд высоко оплачивался всегда, появится господин Жан — Батист Кольбер министр двора (т. е. финансов) Людовика 14.

Его заслуги перед Францией общеизвестны (от флота до знаменитой доктрины «французского меркантилизма «), но все же великому французу польстило бы, что его имя увековечено в существующем по сей день в рукоделии названии шва  «кольбер «. Ему пришла в голову простая и замечательная мысль тайно вывезти из Венеции 30 кружевниц,  поселить их в своем имении Алансон (поближе к брабантскому льну) и дать им задание научить своему мастерству француженок. Решению месье Кольбера не могли помешать ни угрозы венецианских властей повесить беглянок, ни ужасные проклятия родственникам предательниц. Практичных венецианцев можно понять.

На протяжении 150 лет Венеция и ряд городов Северной Италии были монополистами кружевного дела. Очень трудоемкое игольное кружево, благодаря великим художникам, создавшим для него узоры, традициям ремесла, усердию и артистизму кружевниц не имело себе равных. Это было лучшее, несравненное, роскошное кружево, и соперничать с ним не мог никто. Ведь в кружевном ремесле — так же, как и в парфюмерном, все решают детали, нюансы. В них -то и кроется главный секрет каждого мастера.

Драгоценные кружева

Воланы. Шитое иглой кружево “Point de France”, конец XVII в. — начало XVIII в. Алансон или Аржантан.

В имениях господина Кольбера — Алансон и Аржантан — проворные француженки научились шить кружева иглой всего за полгода. Французское чувство меры, безупречный вкус, тщание в отделке всех элементов узора так изменили кружево, что отличить его от итальянского уже не составляет труда. Меняется  художественный стиль. В городке Тюль на юге Франции начинают плести тончайшую кружево — сеточку. Прошли времена одиноких кружевниц  и безымянных искусниц. Мастерицы объединяются в мануфактуры, и в процессе шитья или плетения кружева каждая делает отведенную ей часть работы.

Вручную, лишь с помощью иглы и нитки, шился тюль, фон для цветов, мушек, гирлянд и букетов. Это кружево — дуновение, отражающее эстетические идеалы рококо. Про ту эпоху можно сказать, что она  «утопала в кружевах «.

РУССКОЕ… » ФРАНЦУЗСКОЕ  КРУЖЕВО «

К концу 17 века в России уже плели замечательные кружева из золотых и серебряных нитей. Этому ремеслу научили еще раньше русских мастериц генуэзские торговые люди. Ведь именно генуэзская Республика имела в Приазовье свои колонии и была родиной металлического кружева. Но реформы Петра I  и хлынувшая через «окно в Европу» западноевропейская мода заставили некоторых дворян создавать в своих вотчинах мастерские по изготовлению игольного кружева. Выписывались брабантский лен, французская кружевница (за немалые деньги) и подбирались крепостные девки со способностями (для изготовления кружева такого качества одного усердия мало). И начиналась работа. Узоры кружев массово печатались во многих странах, первый такой альбом издан в Венеции в начале 16 века.

В затее русских помещиков был верный расчет, ведь настоящие французские кружева — драгоценность. Исторической правды ради можно добавить, что упаковку тоже завозили из Парижа и в столичные магазины кружева сдавали как французские. Зато в работе кружевниц все было без обмана, отдельные изделия ни тогда, ни сейчас отличить от французских невозможно. В петербургских и московских  газетах тех лет появляются объявления о купле-продаже крепостных кружевниц, умеющих плести «блонды» (очень популярное в России французское шелковое кружево).

Драгоценные кружева

Вологодское кружево

К началу 19 века русское кружевоплетение становится повсеместным, возникают такие знаменитые центры, как Вологда, Елец, Балахна, Калязин. Но тема русского плетения кружева так обширна, что достойна особого  разговора.

Драгоценные кружева

Русские строчевые  подзоры, кружевные подзоры. Из собрания музея Метрополитен.

ВСЕГДА В МОДЕ

Машинный тюль появился в конце 30-х годов 19 века, а изготавливаемое на станках кружево — только к концу века. И хотя люди, даже судя по названиям, смутно представляли себе, откуда произошли эти кружева, не было в Европе женщины, не слышавшей о них.

Со временем старинные кружева станут предметом коллекционирования и музейного соперничества. Появятся знатоки с лупой в руках, отличающие подлинные  кружева от поздних и многочисленных подделок. Потом все это перестанет интересовать публику и знатоков почти не останется. Но очаги кружевного дела не погаснут. Славная брюссельская школа, центр ремесел в Брюгге и, конечно же, на острове Бурано в Венеции, на острове Тенерифе в Испании.

Кружевные платья в женском гардеробе всегда занимали особое место. Витиеватые узоры привлекают внимание всех и создают ауру волшебства и изысканности. Модные дизайнеры никогда не обходят их стороной и постоянно используют их в своих коллекциях.

Сверкает и переливается вереница платьев, высокие, стройные девушки показывают модели, выполненные вручную специально для дефиле лучшими кутюрье мира, и как весточка из давних времен — кружево. Гипюры, тюлевое кружево, машинные копии музейных образцов…Выдающиеся Дома моды из коллекции в коллекцию утверждают славу французского, русского и итальянского прикладного искусства. Кружевные вещи никогда не выйдут из моды, потому что по женственности, соблазнительности и обаянию им нет равных. Хитроумные переплетения всегда будут завораживать наши взоры и проковывать к себе взгляды. Достаточно добавить кружевную аппликацию на платье и оно заиграет по-новому.

Драгоценные кружева

Валентин Юдашкин

Драгоценное кружево

Valentino

Конечно, мы сейчас не носим огромные накрахмаленные кружевные воротники, но многие моменты из прошлого все таки присутствуют в нашем гардеробе. Это могут быть кружевные перчатки или даже кружевное платье, оборки из кружева и маленькие воротнички. В большинстве своем это все машинные изделия, к сожалению. Нынешняя жизнь не очень располагает к тому, чтобы люди тратили много времени на ручной труд. Но кружево, рожденное в женских руках , всегда будет олицетворением подвига и преданности процессу творения, в который вложено невероятное количество фантазии, трудолюбия и души.

Драгоценные кружева

 А Вы любите кружева?

Поделитесь с читателями своими мыслями! 

Расскажите друзьям об истории кружева!  

Подписывайтесь на новости, чтобы узнать еще больше интересного!

С  уважением, Ирина Широкова.

0 0 голос
Оценить запись
Подписаться
Уведомление о
guest
18 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
Просмотреть все комментарии
Санжаровская Людмила
9 лет назад

Интересная, красивая, исторически достоверная.Так и хочется спросить -откуда Вы все это знаете?! Спасибо

Людмила
9 лет назад

Орнамент кружева завораживающий. Очень красивая статья!

Олеся
9 лет назад

обожаю кружева,жаль только что применять их не умею,не знаю куда они уместны

Александр
9 лет назад

Ах, как красиво кружево, жаль, что в наше время ему не уделяют должного внимания. А какой труд делать такую красоту, просто не укладывается в голове!

Елена Маслова
9 лет назад

Потрясающая статья, великолепные фотографии, спасибо за Ваш труд, приятно к Вам заходить. Я очень люблю кружево, как хорошо ВЫ сказали в статье, что оно высвечивает лицо и руки, я это видела, но Вы это сформулировали.

Наталья Буланова
9 лет назад

Это не только красиво, но и благородно что ли….

ШАХЛА
ШАХЛА
9 лет назад

Кружево всегда считалось предметом роскоши . Далеко не каждый из нас может сегодня позволить себе иметь кружево ручного изготовление . Оно очень дорогое . Разве что научиться плести его самой ) .если бы научили нас судоволствием стала бы вашей ученицой

Елена
Елена
9 лет назад

А мне повезло — мама моего друга много лет назад просто разрезала пополам купленную в Венеции кружевную дорожку, я увидела эти два обрезка на диванных подушках и не удержалась — напросилась отреставрировать, 2 недели собиралась с духом, потом дней за 10 непрерывной работы именно иголочкой собрала недостающие элементы из обрезанных частей, т.е., из двух половинок собрала 2 небольшие дорожки. Она недоумевала, как мне это удалось,) А я в итоге зареклась на целый год от идей с кружевом, хотя люблю иногда связать салфетку крючком. Но опыт мне доставил удовольствие

валентина
валентина
8 лет назад

спасибо за красоту,которая обязательно спасет Мир.