Рано или поздно каждый человек задает себе вопрос: «А как люди жили до нас? Что они ели, во что одевались? Как вели себя друг с другом?». Дорога из прошлого к настоящему очень длинна и интересна. На пути постоянно встречается множество загадок и удивительных открытий. Существует большое количество аспектов, которые связаны с жизнью человека на земле. Одним из них безусловно является одежда. Пройдя огромный путь от исключительно утилитарного назначения до модных тенденций, в наше время она интересует абсолютное большинство проживающих не планете людей. Мода начала прошлого столетия, о которой мы будем говорить, это период кардинальных изменений в истории женской моды.
Несправедливо было бы не упомянуть женщину, которую звали Роза Бертен ( 1747 — 1813 ), портниху Марии-Антуанетты, королевы Франции. Можно сказать,что именно с нее начался переход по карьерной лестнице от простой портнихи до дизайнера, получившего общественное признание. Иногда ее с долей сарказма называли «министром моды «. Она даже открыла в Париже магазин и имела значительное влияние на парижский стиль. Но, к сожалению магазин просуществовал недолго и во время Французской революции Роза Бертен вынуждена была отправится на несколько лет в изгнание, в Лондон.
Но, если говорить об истории дизайна одежды, многочисленных изменениях, которым подвергался женский костюм, то безусловно надо вспомнить Чарльза Фредерика Ворта — первого кутюрье, который положил начало дизайнерской моды и первым стал пришивать этикетки к своим изделиям. Было это не так уж и давно, а именно в середине 19 века. Чарльз Ворт (1825 — 1895) имел огромное влияние на своих клиенток и действительно оставался «диктатором моды » на протяжении полувека.
«Душенька, а покажите — ка мне вашу рекомендацию… Как нет рекомендации? Рекомендации нет, зато есть деньги и титул? Меня это не волнует, извольте покинуть ателье! «- так обращался с клиентками 150 лет назад Чарльз Ворт. Если до Ворта в паре «клиентка-портной» однозначно доминировала клиентка, то Ворт ввел золотое правило высокой моды: «Кутюрье лучше знает, что подходит клиентке «. Русская императрица Мария Федоровна настолько доверяла Ворту, что считала достаточным одной телеграммы, в которой писала: «Пришлите мне обеденное платье». На примерки в Париж она конечно не ездила, заказы высылались ей по почте.
Безумное количество ручного труда и самые невероятные фантазии воплощались в реальность. Например, один из кринолинов императрицы Евгении дизайнер украсил десятками чучел ласточек на пружинках, и, когда императрица танцевала, стая ласточек «танцевала» вместе с ней. Ворт смог сделать платье от парижского кутюрье самым желанным объектом и для женщин, и для мужчин, оплачивавших это платье. Желание обладать во что бы то ни стало: ценой унижения (Ворт особо не церемонился с клиентками), невероятных денег, долгих примерок, бессонного ожидания — превратилось в главный двигатель моды 19-го и 20-го века.
В начале столетия большая часть кутюрье находилась в Париже, чем в Лондоне. В Париже проходили модные показы, на которые съезжались редакторы модных журналов из разных стран. Модные магазины приобретали одежду от кутюр, копировали ее либо адаптировали под запросы и потребительские способности своих клиентов для дальнейшего распространения. В это время происходит четкое разделение моды на высокую моду и прет — а — порте. В начале 20 века журналы мод стали использовать фотографии моделей одежды, что оказывало очень большое влияние на вкусы публики. Большую роль в привлечении интереса к модным тенденциям сыграли талантливые иллюстраторы Павел Ирибе, Этре и Джордж Barbier. Они использовали самые последние разработки в области моды и красоты. Одним из самых известных журналов был La Gazette du Bon Ton, основанный в 1912 году Люсьен Фогель и регулярно издававшийся до 1925 года.
Наряды модниц «прекрасной французской эпохи» были поразительно похожи на те, что создавал Ворт. Но жизнь диктовала свои условия и к концу 19 века женщины становились более независимые. Появилась необходимость в создании моделей, которые были бы более практичными и носибельными. Этот переход был очень интересным и достаточно непростым. Мода менялась часто, но женщинам все равно было сложно сразу отказаться от красивых, замысловатых нарядов. Пышные S — образные силуэты сохранялись вплоть до 1908 года. Платья обильно украшались кружевами и рюшами, к тому же еще присутствовал корсет. Но к концу первого десятилетия силуэты становились более прямыми, а великий кутюрье Поль Пуаре полностью освободил женщин от корсетов.
Британский Дом моды Maison Редферн, открытый в 1850 году на острове Уайт, был первым, кто предложил женщинам одежду специально для спорта, для езды на велосипеде и игры в теннис. Хотя эта одежда была предназначена для спортивных занятий, но ее можно было использовать и как повседневную. Можно сказать, что Джон Редферн, основатель этого дома, стал первым дизайнером спортивной одежды. К 1890 году магазины этого дома были открыты в Лондоне, Париже, Эдинбурге и Нью -Йорке. Впервые женская одежда была сшита по аналогам мужской одежды, что отвечало требованиям времени, когда было положено начало движения женской эмансипации.
Начало прошлого века в России ознаменовано большим подъемом, временем правления Николая II и «серебряным веком». Это было время расцвета литературы, поэзии, балета, оперы, живописи и графики. Федор Шаляпин, Анна Павлова, Вацлав Нежинский, Мария Кузнецова, Сергей Есенин и многие другие-герои того времени. Русская мода развивалась в тесном взаимодействии с европейской и ознаменовано это периодом «модерн «. Очень популярны были голубовато-водянистые, пастельные тона тканей, цветочные рисунки, кружева и аппликации. Даже названия оттенков тканей были необычны и замысловаты: платья цвета стрекозы, кузнечика, резеды, Каспийского моря, глицинии. В то время в России издавалось множество модных журналов, новейшие моды, парижские моды. Это были высокопрофессиональные публикации, которыми с большим удовольствием пользовались тогдашние модницы. Изобразительное искусство очень повлияло на моду периода модерн. Художники идеализировали женщин, а дизайнеры того времени вторили им, благодаря чему создавались прекрасные платья больше походившие на наряды нимф, небесных ангелов и ундин.
Петербург и Москва были столицами российской моды. Появлялись Дома мод, которые могли с успехом конкурировать с парижскими Домами. Самыми известными в Петербурге были Дом Бризак и Дом Гиндус, а в Москве творила Надежда Петровна Ламанова, которая считается основательницей школы моделирования в России в 20 — м веке.
Промышленное массовое производство одежды переживало период расцвета. Производителей и торговцев в народе окрестили «чумазыми». Многие вынуждены были приобретать и носить вещи, сделанные не в единственном экземпляре. А желающим выделиться надо было шить одежду на заказ. В моде были меха, муфты, шляпы с изогнутыми полями, украшенные страусиными перьями, чучелами птиц, искусственными цветами и кружевом. С 1901 года в моду вошел фасон шляпы в виде плоского тюрбана и «амазонский ток», отделанный огромными перьями.
С началом «Русских сезонов» балетной труппы Сергея Павловича Дягилева в Париже, началось повальное увлечение ориентализмом. Поль Пуаре был первым из дизайнеров, который сумел перевести моду с подмостков театра в обычную жизнь. В моду вошел восточный стиль. Клиентки Пуаре походили на женщин из гарема, одетые в свободные шаровары, с тюрбанами на головах ярких цветов, а также на гейш в экзотических кимоно. Пуаре разработал наряд, который женщины могли надевать без помощи горничной.
В это время начинается движение ар — деко, получившее свое название от названия Парижской выставки 1925 года Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes. Его влияние становится очень заметным в творчестве многих дизайнеров. Четкие геометрические формы, длинные нитки жемчуга, расшитые стеклярусом платья, ярусы бахромы-все это элементы ар — деко.
Одной из первой женщин-кутюрье того времени была Жанна Пакен, которая организовала первые реальные показы мод с участием манекенщиц и использованием музыки. Дом Пакен был открыт еще в 1891 году, женихом Жанны, накануне их свадьбы. Жанна занималась художественной частью, а муж — продвижением и развитием бизнеса. Филиалы их Дома были открыты в Лондоне, Буэнос — Айресе и Мадриде. В этом она была пионером. В английских филиалах ателье шили наряды для англичанок по французским эскизам. Жанна была неординарной, харизматичной женщиной, которая носила только свои наряды и была живой рекламой для своего Дома мод. Она создавала образы в стиле ампир еще незадолго до того, как такие модели начал шить Поль Пуаре. А с 1910 года стала сотрудничать с известными художниками того времени, работавших в стиле ар — деко: Леоном Бакстом, Джоржем Барбье и Павлом Ирибе.
Разнообразие товаров, которые создавались Домом Пакен привлекало большое количество клиентов. В их числе были Рокфеллер, Вандербильт, королевы Испании, Бельгии и Португалии. В 1907 году внезапно умирает муж Жанны и она привлекает к работе сводного брата и его жену. Жанна Пакен создавала удобную и современную одежду для активных женщин, а сама была поистине иконой стиля того времени. В 1920 году она отходит от дел и передает бразды правления брату Анри Жуару. В 1953 году Дом Пакен соединяется с Домом Ворта, а в 1956 году компания закрывается. Сама же Жанна ушла из жизни еще в 1936 году .
Одними из наиболее известных и влиятельных модельеров того времени были Жак Дусе и Мариано Фортуни. Французский дизайнер Жак Дусе использовал пастельные тона и его сложные и одновременно тонкие как паутинка платья навевали мысли об импрессионизме, в котором игра цвета, его полупрозрачность, отражение также имели большое значение. Им было создано много костюмов для актрис того времени, как для сцены так и вне ее. Его клиентками были Сесиль Сорель и Сара Бернар. Он был из тех дизайнеров которые ценят достоинство и роскошь выше, чем новизну и практичность.
Испанский модельер Мариано Фортуни открыл свой дом в 1906 году. Фортуни был довольно разносторонним человеком, освоившим профессии инженера, режиссера, архитектора и сценографа. Но, его достижения, которые стали наиболее известными были сделаны в области моды. Фортуни жил со своей женой Генриеттой, которая была хорошей портнихой и много помогала своему мужу в создании проектов, в Венеции. Он восстал против стиля, который был популярным в то время и создал платье Delphos. Модели платьев были вдохновлены воздушной одеждой греческих женщин.
Плиссировка, которая использовалась при изготовлении платьев была сделана вручную и на протяжении многих лет повторить ее никто не мог. Мариано Фортуни создавал специальные красители и пигменты для тканей используя старинные методы. С помощью этих красителей он стал печатать рисунки на бархате и шелке с помощью пресса, который изобрел из деревянных блоков. Его платья являются настоящими произведениями искусства, а те, которые дошли до наших дней находятся либо в музеях, либо в частных коллекциях. Его почитательницами были Айседора Дункан, Элеонора Дузе, маркиза Казати, Emilienne d’ Aлансон.
Во время Первой мировой войны изменения в платье были продиктованы необходимостью, а не модой. Женщинам нужна была более удобная и практичная одежда, денег на новые наряды не хватало, а выбор тканей сильно ограничился. Все большее количество женщин стало работать, что накладывало большой отпечаток на их одежду. Многие из них были лишены комфортабельных условий и предпочитали темные цвета в одежде. Монохромный цвет становился повсеместным. К 1915 году юбки поднялись сначала выше лодыжек, а потом и до середины икры.
Отдельного рассказа конечно заслуживает каждый предмет нашего гардероба. Если Вас интересует история создания вещей Вы можете узнать о ней в одноименной рубрике. Окунитесь в мир прошлого и я уверена, что Вы узнаете для себя много интересного.
В следующий раз наше путешествие из прошлого к настоящему продолжится и мы поговорим о золотом веке французской моды, который как считают заключен между двумя мировыми войнами. Это был период великих перемен и реформации.
До встречи в следующих статьях!
С уважением, Ирина Широкова.
Какие раньше были прекрасные женственные наряды! А шляпки — продолжение стиля наряда. Но мне не все понравились. Непонятен длинный шлейф у платья, который волочится по полу.
Были времена,когда длина шлейфа определяла статус и положение в обществе. Шлейф должен был быть не больше и не меньше. А по улице конечно в таких платьях не походишь. Но даже сейчас многие свадебные платья имеют шлейф ,мне кажется,что это романтично.
А мне нравится шлейф у платья. Просто в наше время этого не понять, а в то время это было женственно и грациозно. Хорошая, интересная статья из истории о моде. Спасибо.
Пожалуйста, и спасибо Вам, Алла, что читаете.
Шикарное платье на второй картинке. Мне тоже шлейф нравится, в этом есть что-то грациозное, да еще корсеты, платья, конечно, сидели, как влитые, за такими платьями многие недостатки фигуры преспокойненько скрывались.
Вы правы, это действительно так. Корсет- это наверное единственная вещь в женском гардеробе, которая за несколько минут может преобразить фигуру)))
С вашими статьями скоро стану профи по истории костюма
Олеся, я думаю,что если Вас это интересует,то уж точно не помешает. Рада,что Вы читаете.Узнавая прошлое, мы начинаем по другому воспринимать настоящее.
Интересная статья, хорошие фотографии. Женственный, романтичный стиль — шляпки, кружева, шлейфы… Очень понравилось платье Жака Дусе в пастельных тонах.
Спасибо, Ирина. Рада,что Вам понравилось путешествие в прошлое.
Как всегда очень интересно и красивые иллюстрации.Просто наслаждаюсь полученными знаниями.Тема моды меня всегда привлекала.Да и вряд ли найдется женщина,которой это будет не интересно. Спасибо.
Мне всегда приятно видеть Вас у себя в гостях.Спасибо, Людмила за приятные слова. Рада ,что Вам понравилось.
История МОДЫ — это же такой глубокий пласт нашей культуры! Спасибо вам , что что вы подняли эту тему.
Буду частым гостем на ваших страничках.
с ув. Глафира.
Спасибо, Глафира. Мне всегда было это интересно. Зная историю моды мы начинаем по-другому относиться к привычным вещам. Рада Вас видеть на страницах сайта. Заходите в гости).