Несомненно, в современном мире юбка является неотъемлемой частью женского гардероба. Но далеко не всегда она имела определенную гендерную принадлежность. В древних цивилизациях мужская юбка являлась частью облачения, которая подчеркивала статус и положение в обществе. История возникновения юбки очень длинна. Она проделала долгий путь от древнеегипетского передника схенти (единственной одежды мужчин того времени) до огромного разнообразия форм сегодня.
На разных языках слово юбка даже имеет схожее звучание. Происходит от франц. jupe из итал. giuppa «безрукавка»; восходит к арабск. جوبّة (jūbbä) «нижнее платье из хлопчатобумажной ткани». Русск. юбка (также старая форма ю́па, юпка) заимств. через польск. jupa «куртка, женская кофточка».
Как отдельный элемент женской одежды впервые юбка появилась в Испании в 16-го веке. Она представляла собой целое сооружение из нескольких ярусов ткани, набитой конским волосом, передвигаться в которой было достаточно проблематично. Вскоре на смену ей пришла юбка плотно натянутая на каркас из металла или тростника представляющего собой ряд обручей. Называлась она «вердугос» (во Франции от этого названия испанского кринолина возникло слово vertugadin — «страж целомудрия»).
Она делала из женщины подобие неприступной крепости. К концу 16-го века ширина вердугос увеличивалась книзу. Сверху обтянутая черной парчой и украшенная драгоценными камнями она пристегивалась к корсету. Носили ее только аристократки. Но кринолин не единственный каркас для женской фигуры. Традиции женского костюма введенные Екатериной Медичи это прежде всего фижмы. На смену коническому силуэту пришла юбка, которая совершенно преображает линии фигуры за счет выпуклостей по бокам или каркаса, сделанного из дерева, железа или китового уса. Китовый ус и фижмы делали женскую фигуру совершенно неестественной.
В 17-м веке роль законодателей моды перехватил французы. Им не по вкусу были тяжелые испанские наряды и придворные портные искали новых решений. Одежда становится более свободной (вспомните костюмы мушкетеров). Француженкам больше по душе юбки прачек, которые могли заткнуть подол своей юбки за пояс.
Например, такие женщины как мадам Сен-Бальмон и бесстрашная Жюли де Мопен сбросив фижмы и корсеты из китового уса, надев сборчатые юбки и простой корсаж со шнуровкой, тоже носят сапоги, тайно. Юбки перестали иметь жесткую основу, но держали пышную форму, благодаря нижним и верхним накрахмаленным юбкам. Линия двойной юбки стала основной выразительной линией второй половины 17-го века. Обычно к лифу пришивали две юбки. Нижнюю и из муара и тафты, а у верхней спереди оставался разрез. Полы драпировали и крепили к лифу с помощью шнурков или бус.
Женщины эпохи рококо напоминали фарфоровые статуэтки. В моду вернулись корсеты металлические, деревянные либо из китового уса. Под юбку надевались «панье» или «корзина». Панье из плотной, проклеенной ткани, укрепленной на горизонтальных обручах из китового уса или металлические. Панье обычно пристегивалось на пуговицах к жесткому корсету. Ранняя форма панье напоминала колокол, однако, по мере того как в середине 18-го века юбки стали шире, панье также подвергалось модификации, разделившись на левую и правую половины.
Они часто становились объектом карикатур и насмешек, из-за своих огромных размеров, но несмотря на это женщины просто обожали эту деталь одежды. Облачение в «доспехи» проходило не быстро, так как составляющих было достаточно много.
18-й век стал веком таких блестящих дам как маркиза де — Помпадур. В моде бледность и яркие краски в одежде. По контрасту с цветом лица дамы наряжаются в легкие ткани, цветастые ситцы. Индийцы изобрели набивку при которой ткань практически не тускнеет. Но в конце века на смену кринолинам и корсетам придет платье рубашечного покроя. Под влиянием британских революционных веяний в моду вновь войдет естественность. Лицемерные кринолины пойдут на свалку и появятся первые жертвы высокой моды.
В конце 18-го века стиль одного берега Ла-Манша противостоял стилю другого берега. Манерная изысканность стиля рококо теряла свою актуальность. Гигантские парики, невероятные украшения для волос, возможно, дамы пытались спрятаться за ними от страшного рока. Экстравагантность придворных костюмов была чужда простым гражданам, их одежда оставалась простой и удобной. Аристократия не могла не чувствовать грядущих перемен, предвосхищая эпоху неоклассицизма, и записные придворные модницы обратились к простой, незамысловатой одежде.
Королева Мария Антуанетта, стараясь избежать регламентированных строгостей придворной жизни, надевала простое хлопчатобумажное платье и большую соломенную шляпу, играя роль пастушки в «Деревушке королевы» в Малом Трианоне в Версале. Правительница также любила скромную сорочку — шемиз из белого муслина, и после 1775 года подобное одеяние обрело популярность, получив название chemise de la reine («сорочка королевы»). В моду вошло платье рубашка — шемиз. Она послужила переходной формой к платью с завышенной талией периода Дериктории. Традиция турнюров, париков и потока кружев проходит и на этот раз уже всерьез.
Начало 19-го столетия это эпоха ампир, когда в моду вошли легкие платья с завышенной талией. Ткань ниспадала мягкими складками от груди до самого пола. Поначалу платья были цельнокроеными и юбки были собраны вокруг талии небольшими складками. На смену таким платьям пришли платья, передняя часть которых была гладкой. Задняя половина юбки могла быть более длинной и расширенной книзу. А при английском дворе все еще носили пышные юбки, следуя строгому этикету. К 1805 году платье с завышенной талией прижилось и при русском дворе. А к концу 20-х годов талия вновь вернулась на место и в моду вошли корсеты, подчеркивая тонкую талию. Юбки стали колокообразными, широкими со складками на талии. И к середине 19-го века они были просто огромными, покоящимися на кринолинах. На них могло пойти 10 или 15 метров ткани. Подол юбки мог превышать 5 метров по окружности. В 1857 году Чарльз Фредерик Ворт открывает свое первое ателье на Рю-де-ля-Пэ. Это первый всемирно известный дизайнер, создатель «высокой моды».
Он творил во время царствования роскоши и стиля рококо. Императрица Евгения была первой в числе его заказчиц из высшего света. Благодаря своей проницательности, умению предвидеть новые тенденции и профессиональному мастерству, Ворт на протяжении полувека царил в парижской моде. Он изобрел более легкий кринолин, из легких металлических колец, на который достаточно было наложить 2 слоя ткани. Сверху юбки обрастали всевозможными рюшами и воланами. Чем пышнее юбка, тем тоньше талия! На смену кринолинам пришли турнюры, делавшие изгиб фигуры S-образный.
А в конце 1870-х годов одной из самых популярных моделей стала модель «принцесса». Никаких поперечных швов, только вертикальные линии. Эффект стройности без каких-либо ухищрений. Одежда стала более простой и удобной. В моду вошли юбки с блузками, пальто и спортивные костюмы. Появился деловой костюм, состоящий из юбки и жакета.
В начале 20-го века корсет полностью вышел из употребления. Увлечение верховой ездой и велосипедными прогулками довершил стремление к удобству. Общество приняло ношение юбок и брюк. На смену платьям с завышенной талией, благодаря восточному влиянию, привнесенному в мировую моду Дягилевскими русскими сезонами, пришел силуэт в более ориентальном направлении. Талия поднимается высоко под грудь. Известные модельеры того времени предлагали различные варианты фасонов. Большое влияние на моду оказывали известные актрисы. Во время первой мировой войны стали использовать широкие пояса, юбки были свободные и короче прежних. А в 1926 году Габриэль Шанель придумает маленькое черное платье и про нее скажут, что она запустила на орбиту моду для бедных.
Свободный покрой, открытые ноги, эту моду переняли кутюрье безумных 20-х. Юбки поднимаются до уровня колен, а эмансипированные дамы в прямых коротких платьицах приобрели невероятную легкость.В 30-е годы наблюдается возврат к женственности и гламуру, берутся на вооружение стабильные ценности. Дамы опять наряжаются в длинные платья. На протяжении всего 20-го века мода менялась очень часто и крайне неожиданно. В конце 40-х годов Кристиан Диор провозглашает новый стиль » new look « .
Его модели стали возвратом к довоенной роскоши. Это было возрождением французской высокой моды. Шанель в свою очередь предлагает новый образ женщины, отвечающий духу времени. Она разрабатывает стиль маленького костюма, иконой которого станет Жаклин Кеннеди. Другие творцы 60-х идут еще дальше по пути свободы открывая женские ноги. Именно Мэри Куант вскружила голову Лондону английской версией мини юбки. Пако Рабан экспериментировал не только с пластиком, но и с металлом.
Следует отметить, что это лишь маленькие зарисовки к тем изменениям в истории юбки, которые были на самом деле.
Тенденции моды по сей день не ограничиваются только одним фасоном юбки. У женщин есть прекрасная возможность использовать эту часть своего гардероба на благо своих целей. Главное подойти к решению этого вопроса правильно.
Если у Вас есть что добавить к истории юбки, жду Ваших комментариев!
Поделитесь интересной информацией с друзьями и подписывайтесь на новости сайта, чтобы узнавать еще больше о мире моды!
С уважением, Ирина Широкова.
К сожалению, в наш век быстрых перемещений юбка уступила место брюкам и джинсам. А ведь именно юбка (и как часть платья) придает образу женственность.
Согласна. Женщина в юбке даже воспринимается по другому.На подсознательном уровне наверное более беззащитно.
Всегда интересно читать что-то о вещах, которыми пользуешься всю жизнь. Так и в этой статье — не только о происхождении юбки, но и о происхождении названия. Спасибо , Ирина. 🙂
Мне тоже всегда любопытно, что? да как? да откуда?
Спасибо!Очень подробная история юбок! Много полезного можно почерпнуть, и такие интересные фото!
Надо почаще юбки одевать)))
Да, я тоже так считаю. Может наши мужчины станут более мужественными ,если мы станем более женственными?
Какие все-таки красивые наряды были раньше. Жаль, что сейчас такое не носят. Юбки придают девушке женственность.
Вы правы ,Наталья. И надо этим пользоваться ))).
История юбки просто впечатляет! Спасибо за интересную информацию.Мне очень нравятся юбки.Юбки-это всегда женственно, элегантно и сексуально. Вот и лето пришло…время доставать юбки)))
Вы правы.Летом действительно в юбке намного удобнее ,чем в брюках .Надо перебрать гардероб.
Спасибо за своеобразный экскурс в историю. Впечатляет. Может когда-нибудь мода вернется и женщины будут выглядеть так же галантно и загадочно.
Спасибо, Алла.Мне тоже очень нравится мода прошлых столетий. Но думаю,что в современном мире ей очень сложно прижиться. Для женщин остаются только свадебные церемонии и редко проводимые балы.
Очень интересно! Спасибо, Ирина! 🙂
Пожалуйста,Антонина. Рада,что Вам понравилась история юбки. Хотя на самом деле она намного обширнее. Ведь в каждой стране была своя история юбки. Я постаралась показать общие черты и яркие моменты, которые были в истории.
В юбке женщина всегда выглядит эффектней, наряды прошлых веков, конечно, интересные и многие женщины, наверное, не отказались бы их примерить и сейчас, Но столько материала на себе носить, в нынешний век, конечно же не резонно. Сейчас все в непрерывном движении и одежда должна быть соответствующая.
Вы правы. На некоторые платья раньше шло по 15 метров ткани.Это же сколько надо здоровья ,чтобы выдержать такой вес!!!!Да еще и в корсете.Красиво, но им не позавидуешь.
Как всегда-получаю удовольствие от рассказа,от исторической канвы и потрясающие иллюстрации.Все время хочется спросить — где Вы их берете?
Спасибо , Людмила.Материал находится совершенно из разных мест : книг, фильмов , различных печатных изданий.Все постепенно собирается вместе,систематизируется и получается рассказ. Иллюстрации аналогично. Некоторые делаю сама, а некоторые находятся в интернете. Правда долго приходится выбирать нужное.
Спасибо,Ирина, за такой интересный экскурс в историю моды. Смотрела на фото, читала описание юбок 17-го века и представляла на сколько они были не удобны. Улыбалась, когда в комментариях попадались слова сожалений, что сейчас нет такой моды. Представила даму в юбке под которой панье в общественном транспорте в часы пик! 🙂
Спасибо, Елена,что заходите в гости.Мода прошлого была конечно очень женственная ,но для наших реалий мало применима. В фижмах в машину не сядешь).Теперь такие наряды разве что для бала.)
Статья и картинки очень понравились. Всегда у вас всё интересное.
Я тоже нередко думаю в таком ключе, оказываясь среди большого кол-ва людей. Под юбкой панье, обручи,распущенные длинные волосы, перевитые жемчужными нитями, горы по-всякому присобранной и подвязанной ткани, припорошеные пылью, запах повсеместного тогда общественного и личного транспорта, то есть лошади, отсутствие средств гигиены, дантистов и пр., очень! редкое мытьё (бань в Европе не было, тогда как на Руси бани были повсеместно уже 1000 лет назад, а это тотально меняет психологию народа и даже ход истории), вши и блохи. Чесалка и блохоловка есть у каждого не очень бедного человека, у состоятельного блохоловка и вошегонка золочёные. И так далее. И вот заходит в метро…..
Ну а дальше полёт фантазии……….
Какие мы счастливые.
Но сделать такой наряд, как можно полнее создать себе облик и пожить в нём сутки-трое действительно интересно.
А потом фантазия разыграется и захочется сшить полный русский народный костюм например 11 века и пожить на даче в нём пару дней. Тоже ведь интересно.
Ну и так далее.
Я думаю,что мы не одиноки в своих тайных желаниях.Я тоже часто об этом думаю.Как бы я чувствовала себя в те далекие времена? Если наш сегодняшний гардероб может складываться из нескольких довольно простых вещей,то,например, на Руси у каждой крестьянки он состоял из минимума тридцати комплектов одежды.На каждый праздник и по каждому случаю надевали свой костюм.Вот это жизнь.)Все по правилам и со смыслом.А сейчас в джинсах и на работу и в театр, разницы для некоторых нет никакой.А то,что с некоторых пор Россия стала подражать в одежде западу это сказалось на нашей истории моды.Европа не смотря на свою чопорность и внешнюю красоту на протяжении многих периодов оставалась в некоторых моментах довольно необразованной.Вещи не стирали по несколько месяцев,не мылись,боялись эпидемий.Но внешне все выглядело очень и очень.В городах с водой всегда была проблема.Мне кажется,что деревенские люди были даже чище,чем городские.Рядом с ними всегда была речка,где можно искупаться и белье постирать.Хотелось бы побывать в том времени,тем более,что оно совершенно не похоже на наше.Спасибо вам за отзыв.Всегда интересно читать Ваши комментарии).
Ирина, это вам спасибо за чудесный разговор.
Я вот теперь стала думать про тридцать комплектов одежды, имеющихся у каждой крестьянки. Теперь мне захотелось знать, что это были за комплекты, из чего состояли, когда и куда надевались. И конечно пришлось задуматься над колличеством моих комплектов. Но вижу только, что мне до той крестьянки семь вёрст……..плыть.
А Европа…..ну вот любят наши преклоняться перед заморским, хотя это им, самим заморским, впору поклоняться народу, у которого чистота была обязательна и естественна, бани были в каждом подворье и обязательно посещались всеми жильцами, всей семьёй, в бане лечили, правили, рожали.
И это в то время, когда в Европе (Лондон, Париж) помои выливались на головы и под ноги прохожим их окон, чего на Руси не было НИКОГДА. И за чем стоИт очень много не только касаемого ведения быта.
Громоздкие, золочёные вышитые одежды европейских жителей не стирались вообще. Менялось и стиралось только бельё. Канализации и в Европе тоже не было. Развитие парфюмерии во Франции связано с тем, что все поголовно невыносимо воняли.
И вообще, на меня произвело большое впечатление то, что до самого недавнего времени в Англии было около 300 статей, за которые полагалась смертная казнь. Это, кслову сказать, об их вежливости и законопослушности, которая веками воспитывалась смерной казнью и ничем другим.
И они учат нас жить?!
Вот спрашивается откуда у нас такое чрезмерное, заискивающее отношение к иностранцам?
Они нас вообще не уважают, относятся свысока и свысока поучают.
Почему свысока поучают эти веками немытые чушки! (но очень гордые чушки)…..
Вот они никогда не позволят разрушать их язык, никогда (тем более) не станут вставлять в свою речь, в свой язык Русские слова, а мы этим…..ворота широко открыли и запустили коучей и шопинг- молы, арт -буки и скабукинги, панкейки и прочий уродливый мусорок. А ведь это вирусы, специально запускаемые в язык дальновидными и специально обученными для этого людьми. Кстати, никто не знвет куда делось слово «трудно? Почему всё стало «сложно сказать»? Это так манерно, глупенько, бедненько, но с большой претензией (на модность что-ли?)
У нас в русском языке эти два слова имеют разный смысл, значение, оттенок. Зачем обеднять язык ещё на одно слово? У нас их, слава Богу, достаточно, чтобы самую сложную душу объяснить, выразить самое тонкое чувство, самое сложное явление, процесс можно объяснить по-русски.
Мы-люди владеющие самым (мнение полиглотов мира, но об этом почему-то умалчивают в СМИ) точным и глубоким во всех видах человеческой и планетарной деятельности языком в мире. Рядом с русским полиглотами был поставлен арабский язык, далее шла скандинавская группа языков, венгерский язык и так далее. Английский стоял или десятым, или во второй десятке. По причине свой линейности англ. и был избран компьютерным языком, который должен обслуживать только тех.комп. надобности и коммуникации, но не разрушать родные языки пользующихся компом и коммуникациями.
Всё остальное использование повсеместно англ. языка навязано миру насильно Англией-Америкой.
Это торговля, это продажи, это захват территорий для продажи. И мы на это купились. Но менталитет у нас всегда останется разным. И униженно приспосабливаясь к их менталитету, мы упрощаем, разрушаем свой менталитет, гораздо более сложный и богатый.
Одно то, что английский язык является линейным языком, а русский ( +слав. группа) является ассоциативным языком говорит о многом, почти обо всём. (Как наличие или отсутствие бани в культуре быта). Владеющий ассоциативным языком легко, без изменения себя и ломки освоит линейный язык, А владеющий только линейным языком освоит ассоциативный с большим трудом и огромными изменениями в себе, в своём мозгоустройстве и вообще! во всём в его жизни.
Да….проще позолотить вошебойку, чем построить баню.
Спасибо за такой развернутый ответ.Подписываюсь под каждым словом.Я сама не совсем понимаю, откуда в нас такое подобострастие к западу?Наверное потому,что почти все цари в России были иностранцами и тянули за собой порядки и нравы своих народов к нам.Перенимать конечно что-то надо,если оно полезное и нужное, но забывать о самобытности народа тоже нельзя. Если посмотреть на одежду даже простого народа в давние времена, то поражаешься разнообразию и рукоделию мастериц.Она вся украшена вышивками,лентами и другими декорациями.И все со смыслом,не то,что сейчас.
Язык это конечно еще одна больная тема для меня. Засилье англоязычных слов поражает.Порой люди даже не понимают их смысл, но употреблять их считается признаком развитости.А сколько мы своих слов попросту забываем. Задорнов молодец,что ведет свою просветительскую деятельность в этом направлении. В славянском языке еще разбираться и разбираться.Это кладезь народной мудрости.Абсолютно каждое слово имеет свой смысл,оно не взято с потолка.Кстати, славянский язык очень похож на санскрит, который является очень древним языком и на котором написаны восточные Веды.А на древнеславянском написаны русские Веды.И во многом они перекликаются друг с другом.Как противостоять искусственному вливанию? Даже не знаю. Разве что делиться своими знаниями с другими.Но обязательно надо говорить об этом, потому язык народа это его душа.Заменяя наши слова английскими мы теряем часть своей души.Уверена,что каждый человек это чувствует.Это как тоска по родине.Все есть, а чего-то не хватает(.