Мода начала прошлого столетия

Рано или поздно каждый человек задает себе вопрос: «А как люди жили до нас? Что они ели, во что одевались? Как вели себя друг с другом?».  Дорога из прошлого к настоящему очень длинна и интересна. На пути постоянно встречается множество загадок и удивительных открытий. Существует большое количество аспектов, которые связаны с жизнью человека на земле. Одним из них безусловно является одежда. Пройдя огромный путь от исключительно утилитарного назначения до модных тенденций, в наше время она интересует абсолютное большинство  проживающих не планете людей. Мода начала прошлого столетия, о которой мы будем говорить, это период кардинальных изменений в истории женской моды.

Несправедливо было бы не упомянуть  женщину, которую звали Роза Бертен ( 1747 —  1813 ), портниху Марии-Антуанетты, королевы Франции. Можно сказать,что именно с нее начался переход по карьерной лестнице от простой портнихи до дизайнера, получившего общественное признание. Иногда ее с долей сарказма называли «министром моды «. Она даже открыла в Париже магазин и  имела значительное влияние на парижский стиль. Но, к сожалению магазин просуществовал недолго и во время Французской революции Роза Бертен вынуждена была отправится на несколько лет в изгнание, в Лондон.

Но, если говорить об истории дизайна одежды, многочисленных изменениях, которым подвергался женский костюм, то  безусловно надо вспомнить Чарльза Фредерика Ворта — первого кутюрье, который положил начало дизайнерской моды и первым стал пришивать  этикетки к своим изделиям. Было  это не так уж и давно, а именно в середине 19 века. Чарльз Ворт (1825 — 1895) имел огромное влияние на своих клиенток и действительно оставался «диктатором моды » на протяжении полувека.

«Душенька, а покажите — ка мне вашу рекомендацию… Как нет рекомендации? Рекомендации нет, зато есть деньги и титул? Меня это не волнует, извольте покинуть ателье! «- так обращался с клиентками 150 лет назад Чарльз Ворт. Если до Ворта в паре «клиентка-портной» однозначно доминировала клиентка, то Ворт ввел золотое правило  высокой моды: «Кутюрье лучше знает, что подходит клиентке «. Русская  императрица Мария Федоровна настолько доверяла Ворту, что считала достаточным  одной телеграммы, в которой писала: «Пришлите мне обеденное платье». На примерки в Париж она конечно не ездила, заказы высылались ей по почте.

Мода начала прошлого столетия

Безумное количество ручного труда и самые невероятные фантазии воплощались в реальность. Например, один из кринолинов императрицы Евгении дизайнер украсил десятками чучел ласточек на пружинках, и, когда императрица танцевала, стая ласточек «танцевала» вместе с ней. Ворт смог сделать платье от парижского кутюрье самым желанным объектом и для женщин, и для мужчин, оплачивавших это платье. Желание обладать во что бы то ни стало: ценой унижения (Ворт особо не церемонился с клиентками), невероятных денег, долгих примерок, бессонного ожидания — превратилось в главный  двигатель моды 19-го и 20-го века.

 Мода начала прошлого столетия

В начале  столетия большая часть кутюрье находилась в Париже, чем в Лондоне. В Париже проходили модные показы, на которые съезжались редакторы модных журналов из разных стран. Модные магазины приобретали одежду от кутюр, копировали ее либо адаптировали под  запросы и потребительские способности  своих клиентов для дальнейшего распространения. В это время происходит четкое разделение моды на высокую моду и прет — а — порте. В начале 20 века журналы мод стали использовать фотографии моделей одежды, что оказывало очень большое влияние на вкусы публики. Большую роль в привлечении интереса к модным тенденциям сыграли талантливые иллюстраторы Павел Ирибе, Этре и Джордж Barbier. Они использовали самые последние разработки в области моды и красоты. Одним из самых известных журналов был  La Gazette du Bon Ton, основанный в 1912 году Люсьен Фогель  и регулярно издававшийся до 1925 года.

Наряды модниц  «прекрасной французской эпохи» были поразительно похожи на те, что создавал Ворт. Но жизнь диктовала свои условия и к концу 19 века женщины становились более независимые. Появилась необходимость в создании  моделей, которые были бы более практичными и носибельными. Этот переход был очень интересным и достаточно непростым. Мода менялась часто, но женщинам все равно было сложно сразу отказаться от красивых, замысловатых нарядов. Пышные S — образные силуэты сохранялись вплоть до 1908 года. Платья обильно украшались кружевами и рюшами, к тому же еще присутствовал корсет. Но к концу первого десятилетия силуэты становились более прямыми, а великий кутюрье Поль Пуаре  полностью освободил  женщин от корсетов.

Британский Дом моды Maison Редферн, открытый в 1850 году на острове Уайт, был первым, кто предложил женщинам одежду специально  для спорта, для езды на велосипеде и игры в теннис. Хотя эта одежда была предназначена для спортивных занятий, но ее можно было использовать и как повседневную. Можно сказать, что Джон Редферн, основатель этого дома, стал первым дизайнером спортивной одежды. К 1890 году магазины этого дома были открыты в Лондоне, Париже, Эдинбурге и Нью -Йорке. Впервые женская одежда была сшита по аналогам мужской одежды, что отвечало требованиям времени, когда было положено начало движения женской эмансипации.

 Мода начала прошлого столетия  Мода начала прошлого столетия

Начало прошлого века в России ознаменовано большим подъемом, временем  правления Николая II  и «серебряным веком». Это было время расцвета литературы, поэзии, балета, оперы, живописи и графики. Федор Шаляпин, Анна Павлова, Вацлав Нежинский, Мария Кузнецова, Сергей Есенин и многие другие-герои того времени. Русская мода развивалась в тесном взаимодействии с европейской и ознаменовано это периодом «модерн «. Очень популярны были голубовато-водянистые, пастельные тона тканей, цветочные рисунки, кружева и аппликации. Даже названия оттенков  тканей были необычны и замысловаты: платья цвета стрекозы, кузнечика, резеды, Каспийского моря, глицинии. В то время в России издавалось множество модных журналов, новейшие моды, парижские моды. Это были высокопрофессиональные публикации, которыми с большим удовольствием пользовались тогдашние модницы. Изобразительное искусство очень повлияло на моду периода модерн. Художники идеализировали женщин, а дизайнеры того времени вторили им, благодаря чему создавались прекрасные платья больше походившие на наряды нимф, небесных ангелов и ундин.

Петербург и Москва были столицами российской моды. Появлялись Дома мод, которые могли с успехом конкурировать с парижскими Домами. Самыми известными в Петербурге были Дом Бризак и Дом Гиндус, а в Москве творила Надежда Петровна Ламанова, которая считается основательницей школы моделирования в России в 20 — м веке.

 Мода начала прошлого столетия

Промышленное массовое  производство одежды переживало период расцвета. Производителей и торговцев в народе окрестили «чумазыми». Многие вынуждены были приобретать и носить вещи, сделанные не в единственном экземпляре. А желающим выделиться надо было шить одежду на заказ. В моде были меха, муфты, шляпы с изогнутыми  полями, украшенные страусиными перьями, чучелами птиц, искусственными цветами и кружевом. С 1901 года в моду вошел фасон шляпы в виде плоского тюрбана и «амазонский ток», отделанный огромными перьями.

С началом «Русских  сезонов» балетной труппы Сергея Павловича Дягилева в Париже, началось повальное увлечение ориентализмом. Поль Пуаре был первым из дизайнеров, который сумел перевести моду с подмостков театра в обычную жизнь. В моду вошел восточный стиль. Клиентки Пуаре походили на женщин из гарема, одетые в свободные шаровары, с тюрбанами на головах  ярких цветов, а также на гейш в экзотических  кимоно. Пуаре  разработал наряд, который женщины могли надевать без помощи горничной.

 Мода начала прошлого столетия

 Мода начала прошлого столетия

В это время начинается движение ар — деко, получившее свое название от названия Парижской выставки 1925 года  Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels ModernesЕго влияние становится очень заметным в творчестве многих дизайнеров. Четкие геометрические формы, длинные нитки жемчуга, расшитые стеклярусом платья, ярусы бахромы-все это элементы  ар — деко.

Одной из первой женщин-кутюрье того времени была Жанна Пакен, которая организовала первые реальные показы мод  с участием манекенщиц  и использованием музыки. Дом Пакен был открыт еще в 1891 году, женихом Жанны, накануне их свадьбы. Жанна занималась художественной частью, а муж — продвижением и развитием бизнеса. Филиалы их  Дома были открыты в Лондоне, Буэнос — Айресе и Мадриде. В этом она была пионером. В английских филиалах  ателье шили наряды для англичанок по французским эскизам. Жанна была неординарной, харизматичной  женщиной, которая носила только свои наряды и была живой рекламой для своего Дома мод. Она создавала образы в стиле ампир еще незадолго до того, как такие модели начал шить Поль Пуаре. А с 1910 года стала сотрудничать с известными художниками того времени, работавших в стиле ар — деко: Леоном Бакстом, Джоржем Барбье и Павлом Ирибе.

Мода начала прошлого столетия

Разнообразие товаров, которые создавались Домом Пакен привлекало большое количество клиентов. В  их числе были  Рокфеллер, Вандербильт, королевы Испании, Бельгии и Португалии. В 1907 году внезапно умирает муж Жанны и она привлекает к работе сводного брата и его жену. Жанна Пакен создавала удобную и современную одежду для активных  женщин, а сама была поистине иконой стиля того времени. В 1920 году она отходит от дел и передает бразды правления брату Анри Жуару. В 1953 году Дом Пакен соединяется с Домом Ворта, а в 1956 году компания закрывается. Сама же Жанна ушла из жизни еще в 1936 году .

Мода начала прошлого столетия

Одними из наиболее известных и влиятельных модельеров того времени были Жак Дусе и Мариано Фортуни. Французский дизайнер Жак Дусе использовал пастельные тона и его сложные и одновременно тонкие как паутинка платья навевали мысли об импрессионизме, в котором игра цвета, его полупрозрачность, отражение также имели большое значение. Им было создано много костюмов для актрис того времени, как для сцены так и вне ее. Его клиентками были Сесиль Сорель и Сара Бернар. Он был из тех дизайнеров которые ценят достоинство и роскошь выше, чем новизну и практичность.

 Мода начала прошлого столетия

Испанский модельер Мариано Фортуни открыл свой дом в 1906 году. Фортуни был довольно разносторонним человеком, освоившим профессии инженера, режиссера, архитектора и сценографа. Но, его достижения, которые стали наиболее известными были сделаны в области моды. Фортуни жил со своей женой Генриеттой, которая была хорошей портнихой и много помогала своему мужу в создании проектов, в Венеции. Он восстал против стиля, который был популярным в то время и создал платье Delphos. Модели платьев были вдохновлены  воздушной одеждой греческих женщин.

Мода начала прошлого столетия

Плиссировка, которая использовалась при изготовлении платьев была сделана вручную и на протяжении многих лет повторить ее никто не мог. Мариано Фортуни создавал специальные красители и пигменты для тканей используя старинные методы. С помощью этих красителей он стал печатать рисунки на бархате и шелке с помощью пресса, который изобрел из деревянных блоков. Его платья являются настоящими произведениями искусства, а те, которые дошли до наших дней находятся либо в музеях, либо в частных коллекциях. Его почитательницами были Айседора Дункан, Элеонора Дузе, маркиза Казати, Emilienne d’ Aлансон.

 Мода начала прошлого столетия

Во время Первой мировой войны изменения в платье были продиктованы необходимостью, а не модой. Женщинам нужна была более удобная и практичная одежда, денег на новые наряды не хватало, а выбор тканей сильно ограничился. Все большее количество женщин стало работать, что накладывало большой отпечаток на их одежду. Многие из них были лишены комфортабельных условий и предпочитали темные цвета в одежде. Монохромный цвет становился повсеместным. К 1915 году юбки поднялись сначала выше лодыжек, а потом и до середины икры.

Отдельного рассказа конечно заслуживает каждый предмет нашего гардероба. Если Вас интересует  история создания вещей Вы можете узнать о ней в одноименной рубрике. Окунитесь в мир прошлого и я уверена, что Вы узнаете для себя много интересного.

В следующий раз наше путешествие из прошлого к настоящему продолжится и мы поговорим о золотом веке французской моды, который как считают заключен между двумя мировыми войнами. Это был период великих перемен и реформации.

До встречи в следующих статьях!

С уважением, Ирина Широкова.

0 0 голос
Оценить запись
Подписаться
Уведомление о
guest
14 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
Просмотреть все комментарии
Любовь Родимкина
9 лет назад

Какие раньше были прекрасные женственные наряды! А шляпки — продолжение стиля наряда. Но мне не все понравились. Непонятен длинный шлейф у платья, который волочится по полу.

Алла Татаринова
9 лет назад

А мне нравится шлейф у платья. Просто в наше время этого не понять, а в то время это было женственно и грациозно. Хорошая, интересная статья из истории о моде. Спасибо.

Ольга
9 лет назад

Шикарное платье на второй картинке. Мне тоже шлейф нравится, в этом есть что-то грациозное, да еще корсеты, платья, конечно, сидели, как влитые, за такими платьями многие недостатки фигуры преспокойненько скрывались.

Олеся
9 лет назад

С вашими статьями скоро стану профи по истории костюма

Ирина
9 лет назад

Интересная статья, хорошие фотографии. Женственный, романтичный стиль — шляпки, кружева, шлейфы… Очень понравилось платье Жака Дусе в пастельных тонах.

Санжаровская Людмила
9 лет назад

Как всегда очень интересно и красивые иллюстрации.Просто наслаждаюсь полученными знаниями.Тема моды меня всегда привлекала.Да и вряд ли найдется женщина,которой это будет не интересно. Спасибо.

Glafira
Glafira
8 лет назад

История МОДЫ — это же такой глубокий пласт нашей культуры! Спасибо вам , что что вы подняли эту тему.
Буду частым гостем на ваших страничках.
с ув. Глафира.