60-е годы прошлого столетия были очень разными, в течении которых произошли кардинальные изменения в одежде, а появление новых стилей и вещей в женском гардеробе произвели поистине революцию. В предыдущие послевоенные годы, когда Европа переживала сложные времена восстановления, мировая мода на время переместилась в Америку, для которой европейская мода всегда была неким эталоном. Но уже с 50 — х годов Кристиан Диор, покоривший своим новым женственным образом весь мир, начал путь восстановления позиций французской моды. Мода 60-х годов прошлого столетия стала новой точкой отсчета в понимании и восприятии женственности и сексуальности.
До 60 — х годов Париж, как таковой, не считался всемирным модным центром. Но в грядущее десятилетие радикальная встряска произошла в фундаментальной структуре моды. Большое количество возможностей неразрывно связанных со всеми сферами жизни окажут огромное влияние, а появление самобытных культур будет иметь значительные последствия. Кумирами поколения становятся космонавты, покорившие космос, Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, британская рок — группа Beatles, основанная в 1960 году, артисты Большого театра, много гастролировавшие на западе, Элвис Пресли, получивший в 60-е годы всемирную известность. Дух времени был наполнен новыми мечтаниями и ожиданиями грядущих грандиозных перемен. Мода обрела новое футуристическое направление и становилась более раскрепощенной.
Изменился покрой платьев и самым большим преобразованиям подверглась юбка. После 30-ти лет консервативных стилей в одежде, 60-е стали небольшим возвратом к 20-м годам начала столетия, коротким стрижкам и все менее скромной одежде. В начале десятилетия длина юбок доходила до колен, но неуклонно становилась все короче и короче. Англичане неожиданно произвели настоящий фурор. Талантливый английский дизайнер Мэри Куант, которой не было еще и 30 лет переодела девушек в короткие юбки, следствием чего стало изобретение женских колгот, так как в чулках и коротких юбках одновременно ходить было невозможно. Девиз Куант: » Не скрывайте Ваших чувств!». Стихийной демократизации моды вполне соответствуют новые ткани. Нейлон и колготки стали знаками подлинной свободы. Они открыли дорогу другим синтетическим материалам. Мэри сделала плащи из полихлорвинила, который прежде шел лишь на подошвы.
Барбара Hulanicki-основатель легендарного бутика Biba, начинавшая свою карьеру в моде с внештатного модного иллюстратора в различных журналах, таких как Vogue и Tatler. В 1964 году она открыла свой магазин в Кенсингтоне, который стал известен своей стильной декадентской атмосферой и щедро вдохновлен модерном и арт- деко. Он стал местом встреч известных художников и музыкантов. Его гостями были Мик Джаггер, Rolling Stones, Дэвид Боуи, Мариан Фэйтфул и Кэти Макгоуэн. В магазине можно было приобрести мини — юбки, боа из перьев, фетровые шляпы, бархатные брючные костюмы и футболки унисекс. Кстати, известная Анна Винтур начала свою карьеру как сотрудник магазина Biba. Магазин Барбары Hulanicki работал до 1976 года.
Париж того времени прославился новыми и не менее революционными дизайнерами, такими как Пьер Карден, Андре Курреж, Ив Сен — Лоран, Эмануэль Унгаро.
Пьер Карден был самым молодым дизайнером, который после ухода из Дома Диора открыл свой собственный магазин в Париже. Он стал известен своим авангардным стилем и футуристическими коллекциями, отдавая дань космической эре. Он предпочитает геометрические формы, не всегда обращая внимание на формы женского тела. Его модели выглядят иногда экспериментальными и не всегда практичными. Еще в 1954 году он представил миру «платье -пузырь», которое с большой долей сомнения может украсить какую-либо женщину.
Посетив первый раз Советский союз в 1963 году Пьер Карден, пожалуй, единственный европейский модельер, который имел связи с СССР, бывал в Союзе, являлся даже консультантом для руководства КГБ в вопросах одежды. Был знаком и остается хорошим другом многих российских актеров, музыкантов, писателей и художников. Вспоминая свою молодость он создавал сценические костюмы для многих советских театров. Наряды для таких постановок, как «Юнона и Авось», «Анна Каренина», «Чайка» — это его вклад в историю советского театра. Его музой долгие годы была известная русская балерина и актриса Майя Плисецкая, которая на западе носила титул самой элегантной советской женщины того времени.
В 60 — е годы Карден начал практику, которая сейчас является обычным явлением, создавая систему лицензий. Коллекции одежды, запущенные в эти годы удивили всех, впервые показывая логотип дизайнера одежды. Он совершил переворот в парижской моде, объявив о создании pret-a-porter. Сначала его забросали камнями, потом все последовали его примеру. Карден был и остается созидателем, творцом и прекрасным бизнесменом своей империи, главным футуристом мира моды, который стал создателем водолазки и ввел моду на джинсы.
Андре Курреж известен своим ультра — современным дизайном. После получения профессии инженера-строителя в 25 лет он решил заняться модой. Поработав в нескольких известных Домах, в 1961 году он открывает свой Дом моды. В 1964 году он сделал коллекцию, отвечающую потребностям новой «космической эры», вскоре после показа которой рынок заполонили пластиковые юбки и жакеты, белые ботинки, очки и защитные шлемы. Основными формами одежды были геометрические: треугольники, трапеции, квадраты. Цвета: металлик, белый, красный, желтый и др. Образ составляли: сапоги, защитные очки и юбки выше колена. Кстати Курреж соперничал в праве на изобретение мини-юбки с Мэри Куант. Его лаконичные и геометрические черты одежды пришлись публике по вкусу и распространились по всему миру. В своих коллекциях он использовал не только привычные ткани, а также пластик, металл и ПВХ. Коллекции были абсолютной сенсацией. Но к сожалению такие образы больше подходили для молодых девушек, чем для взрослых клиенток дорогих Домов мод.
Курреж находился под влиянием современной архитектуры, технологий, модернизма и футуризма в искусстве и дизайне. Он известен такими творениями как: комбинезоны, ветровки, теннисные платья, пляжная одежда. Розничная торговля подхватила его геометрические идеи немного смягчив яркие кислотные цвета.
Ив Анри Донат Матье-Сен-Лоран, французский модельер, одно из величайших имен в истории моды. В 1965 году он создает известное мондриановское платье, рисунок которого был навеян творчеством нидерландского художника Питера Мондриана, одного из основателей абстрактной живописи. В 60-у годы он дополнил женский гардероб такими вещами как узкие брюки, высокие ботинки, сафари куртки для мужчин и для женщин, представив публике свою африканскую коллекцию в 1967 году. Родившийся в Африке он всегда питал искренние чувства к этнике этого континента, что во многом повлияло на его творчество. Но самым известным приобретением женщины могут считать смокинг, который до этого был только мужским видом одежды. Это произошло в 1966 году. Он считал, что в мужской одежде женщина выглядит куда более сексуальнее.
Коллекция 1966 года, на которой впервые был представлен смокинг была воспринята с восторгом публикой и прессой. Сен-Лоран был одним из первым французским кутюрье, который решил снять высокую моду с пьедестала и демократизировать ее. Другие Дома мод в это время тоже начали готовить линии прет-а-порте. Подиум для него всегда был сценой возвышенной и обворожительной. Его платья готовы были купить многие дивы того времени, но Ив Сен-Лоран никогда не продавал оригиналы. Он хорошо знал русскую литературу и не раз возвращался к ней в своем творчестве.
«Красота для меня не представляет интереса, важен лишь шок и соблазн «. Ив Сен — Лоран.
Продолжала творить свои наряды и Коко Шанель, не прекращая модные бои против наступлений на колени. Она также как и Balenciaga продолжала выпускать консервативные женские костюмы.
Основная форма и стиль того времени был прост, аккуратен и ярок. Шляпы сдавали свои позиции и использовались только для особых случаев. Остроносую обувь заменила тупоносая на высоких толстых каблуках.
В 60е годы творили такие известные и оригинальные дизайнеры как Пако Рабанн и Эмилио Пуччи. Спортивные конструкции Эмилио Пуччи, посвященные оптическому искусству и психоделии, заслужили репутацию, которая простиралась далеко за пределы высшего общества. Его платья, туники и пляжная одежда были частью движения за освобождение женской фигуры и его проекты сейчас являются синонимом 60-х годов.
Пако Рабанн открыл свой Дом в 1966 году и с самого начала занялся современным дизайном. Вместо обычных тканей он создал одежду из алюминия и кусков металлолома. Его проекты были больше экспериментальными, но тем не менее полностью отвечали запросам современных женщин. Среди его инноваций были бесшовные платья, малобюджетные одноразовые платья из бумаги и нейлоновых нитей. Рабанн был первым дизайнером, который пригласил для показов чернокожих моделей. Своими нововведениями он прочно занял свое уникальное положение в консервативной высокой моде получив прозвище «модельного слесаря».
В начале 60-х годов было распространено партнерство знаменитостей с дизайнерами высокой моды: Одри Хепберн и Юбер де Живанши, Джекки Кенеди и Олег Кассини. Кроме того многие известные модели имели большое влияние на моду: Твигги, Верушка, Джин Шримптон.
Итальянская компания Миссони, которая начала свою деятельность еще в 50-х годах, в 1962 году наконец нашла свой фирменный стиль придумав зигзагообразную разноцветную полоску. В процессе экспериментирования горизонтальные полоски стали перемешивать с вертикальными мало-помалу добавляя сложные строчки, так появился оригинальный зигзаг. Начиная с 1963 года Миссони начинают использовать вискозные смешанные нити. В 1967 году компания была приглашена на показ во Флоренцию в Pitti Palace, но в процессе подготовки было замечено, что бюстгальтеры слишком выделяются и искажают вид рисунка, поэтому Розита (одна из основателей компании) предложила моделям из снять. Но так как ткани были немного прозрачными, то выйдя на подиум под свет софитов девушки выглядели практически обнаженными. Организаторы были шокированы, а один из гостей сказал: «Что они думают, что Pitti Palace является Crazy Horse? «. Пресса бурно обсудила это дефиле, а Миссони не приглашали в Петти до 1970 года.
В 1969 году в Гранд Отеле в Риме происходит встреча Миссони с Дианой Вриланд, главным редактором американского журнала Vogue . При ее поддержке компания проводит показ своей коллекции в Нью-Йорке, после чего продукция бренда выходит в торговую сеть Америки. Архитектор Энрико Буцци проектирует новый завод и в 1969 году открывается первая трикотажная фабрика Missoni. Стиль этого бренда перекликается с тематиками этники, в частности со стилем гаучо, бохо шик и хиппи. Разноцветные зигзаги пришлись публике по вкусу и компания продолжала свою успешную деятельность. Зигзаг удачи поддержал стремление молодого поколения к раскрепощенности и свободе. Одежда Миссони была удобна и демократична и не похожа на почерки других именитых брендов.
Мода в СССР немного отставала от европейской моды и мини-юбки утвердились только после 1967 года. Космические настроения и битломания вводят моду на брючные костюмы, но в Союзе это было воспринято очень болезненно, так как тогда казалось такой внешний вид женщины нарушает этику государственных учреждений. Мода на брюки была практически синхронна с модой на мини-юбки, а верхняя часть брючного костюма напоминала тунику. Претерпела большие изменения и обувь, которая в начале 60-х была остроносая на тоненьких шпильках. Появление мини-юбок дало возможность женщинам надеть высокие сапоги, производившиеся сначала из кожи, а затем из пластика или блестящего кож. заменителя. В СССР они появились в продаже в 1962-63 годах. Очень популярны были высокие, объемные прически с начесами, благодаря которым появилась мода на тюрбаны, восточные головные уборы, под которыми можно было спрятать громоздкую конструкцию на голове.
В 1967 году в Москве впервые была показана коллекция Дома Шанель, которая произвела большое впечатление на советских модельеров того времени. Но тем не менее они не хотели заниматься подражательством, а искали свои пути развития отечественной моды, одним из направлений которой стало соединение русских традиций и современности. Изучение народного костюма было для всех обязательным, поэтому доминирование фольклорной тематики прослеживалось во всех коллекциях. Советские модельеры не могли позволить себе роскоши, дорогих украшений и экстравагантности. Все было очень спокойно и лаконично. Одним из ведущих и начинающих модельеров был Вячеслав Зайцев, сегодняявляющийся метром российской моды.
В середине 60-х годов появилась новая субкультура, провозгласившая себя хиппи, тяготеющая к этническому стилю, который был совершенно не популярный до этого времени. Защитники свободы и мира в студенческих кампусах Америки и Европы ходили только в джинсах. Они проповедовали определенную философию и во многом повлияли на модные тенденции. Расклешенные джинсы, вязаные вещи, туники, аксессуары ручной работы и многое другое.
Конец десятилетия был ознаменован появлением еще одного течения-панки, которое характеризовалось критическим отношением к обществу и политике. Самым известным атрибутом панков является прическа, так называемый ирокез. Эпатажные наряды в виде кожаных косух, тяжелых ботинок, рваных, протертых джинс, явились новым обликом грядущих 70-х.
Вторая половина 20-го века породила новый вид одежды-бикини. Четыре треугольничка ткани стали взрывом бомбы и вполне заслужили имя атолла в Тихом океане, где американцы произвели ядерные испытания. Отказ от целого купальника требовал смелости. Эта мода стала зарождаться еще после войны, но широкое распространение и признание общественности получила только в 60-е годы. Молодежь охотно приняла его, поскольку он соответствовал запросам девушек и в частности феминисток в одежде. Так они провозглашали освобождение собственного тела.
Мир менялся, а вместе с ним менялась и мода, начавшаяся с коротких юбок, а в конце десятилетия все больше приобретая образ уличной моды, подчиняясь духу свободы. 70-е годы стали походом к индивидуальности, когда каждый хотел найти свой образ не зависимо от социального положения и количества наличных в кошельке.
А Вам нравится мода 60 — х годов? Что Вы о ней думаете?
Поделитесь с друзьями интересной информацией и подписывайтесь на новости, чтобы узнавать еще больше!
С уважением, Ирина Широкова.
Спасибо за информацию! Статья очень познавательная и интересная.
Спасибо ,Лиз . Я рада ,что Вам понравилась статья))).Приятно делиться интересной информацией.
В мужской одежде женщина действительно зачастую выглядит намного сексуальнее. В этом я абсолютно солидарна с Сен-Лораном.
А Сен- Лоран солидарен с Коко Шанель, которая пропагандировала брюки для женщин и тоже так считала))).
Поэтому я очень люблю строгую офисную одежду)))
Я думаю,что если в компании существует дресс код , то по другому и не получится. Но в жизни Вы наверное носите другую одежду?
В любом творчестве есть гении, мастера и подмастерья. Хорошо, Ирина, что вы рассказываете нам о гениях. Порой мы просто не знаем кого благодарить за свои любимые костюмы, платья и брюки. Некоторые, модные когда-то силуэты, остаются и сейчас актуальными.
Спасибо, Ирина.Мне всегда это было интересно , надеюсь,что и Вам будет любопытно узнать о тех,кто посвящает свою жизнь тому,чтобы сделать наш мир красивее и ярче.
Спасибо за очередную интересную статью и замечательные фото и видео!
Спасибо, Антонина . Надеюсь информация была полезна ))).
Мне очень нравится этот сайт! Люблю читать про моду и ее историю. Где бы еще времени побольше взять?!
Да, Мария, это верно.Столько всего интересного,что на все не хватает рук и времени))).
Мода такая штука, смотришь на некоторые вещи и поражаешься, как такое можно было носить, но спустя годы так же скажут и о нас, как такое носили.
Вы правы, Александр. Сейчас у нас больше возможностей, но мне кажется,что то время было очень озорным и ярким .Возможно именно потому ,что было намного сложнее чем сейчас что-то купить или сшить. А фантазия лучше работает как раз в условиях ограничения.
Очень понравилась статья. Вызвала даже ностальгию. Спасибо.
Спасибо, Алла, за отзыв. Рада,что вам понравилась статья))). Я тогда еще не родилась, но даже у меня то время вызывает хорошие, приятные эмоции.
Родная атмосфера.Буквально вчера вспомнила в разговоре случай,когда директор большого завода заметил сотрудницу в брюках, послал своего референта разыскать ее и отправить домой переодеться.Да-а в 70-е годы нельзя было приходить на работу в брюках, а также много чего просто не показывали, потому.что его не было в стране.Мы шили платья как у героинь кино или с фото из журналов. Было весело !
Да, насколько сейчас нам это кажется странным и нелепым.Общественное мнение могло указать человеку на то, как ему выглядеть .