Мне всегда было интересно знать почему привычные или новые вещи, которые нас окружают, называются именно так, а не иначе? История возникновения вещей и их трансформация достаточно обширная и интересная тема. На протяжении всей истории слова перетягивались из одного языка в другой, складывались из нескольких слов или изменялись настолько, что о первоначальном значении можно было только догадываться.
Конечно, это в полной мере относится к тем вещам, которыми мы стараемся себя украсить. Одежда — понятие интернациональное, поэтому многие предметы нашего гардероба имеют свои аналоги в культуре разных стран и национальностей. Но все, что так привычно для нас сейчас было когда-то и кем-то придумано и главное воплощено в реальность. А так как люди существа непостоянные и изобретательные, склонные к новизне, мы имеем огромный выбор всего того, что носилось до нас и того что творческая мысль рождает в наши дни. Когда узнаешь о том когда и кем, при каких обстоятельствах была придумана та или иная вещь нашего гардероба, даже начинаешь относиться к ней несколько иначе.
В обществе существует несколько версий возникновения одежды, как таковой:
климатическая — как необходимость защитить себя от неблагоприятных погодных условий. Это характеристика, в принципе, сохраняется и по сей день. Люди вынуждены ограждать себя при помощи вещей от природных проявлений.
моральная — сокрытие половых признаков от постороннего взгляда. Все начиналось с набедренных повязок, а закончилось практически полной комплектацией человека с ног до головы. Тем не менее и в наши дни для многих отдельных народов моральная сторона вопроса не имеет такого значения, которая существует в развитых странах относительно одежды.
социальная — говорит о том, что предметы гардероба появлялись с целью определения статуса человека в обществе. Вещи становились его отличительными чертами.
Но это всего лишь версии, а истинных причин никто не знает. Возможно, люди, с присущей им тягой к изменениям, хотели украсить себя и тем самым разнообразить свою жизнь. Птицы имеют красивое оперенье, животные необычную окраску, а человек рождается голым и это является достаточно веской причиной для того, чтобы усовершенствовать свой внешний облик.
Историки моды считают, что она зародилась приблизительно в 12-13 веках, когда в костюмах стали появляться элементы, не поддающиеся рациональному объяснению. Они не были необходимостью или следствием эстетического развития общества. Примером таких необычных феноменов могут служить шляпы, достигающие метра в высоту; шлейфы, длиной в сажень; супер узкие мужские панталоны, в которых сесть было просто невозможно; длинные носки у обуви, которые подвязывали к голени шнурками, чтобы можно было ходить и не задевать ими.
Одним из интересных моментов в истории возникновения вещей является появление антимоды, которая всегда шла в разрез с общепринятой моралью и старалась проявить себя в одежде. Порой она выглядела очень нелепо и смешно, но удивительно то, что со временем она приживалась в обществе и становилась частью костюма.
Появление новых вещей связано не только с фантазиями тех людей, которые занимались разработками одежды в разные времена, а и с развитием новых технологий и материалов. А укрепление международных отношений только усиливало торговый обмен, благодаря которому люди обменивались опытом и заимствовали друг у друга манеру одеваться. Таким образом вещи перекачевывали от одного народа к другому.
Но в процессе истории каждая вещь, придуманная однажды, прошла массу различных трансформаций и преобразований. Некоторые остались практически неизменными, например, японские кимоно, а многие преобразились и получили новое звучание. Это связано с постоянными изменяющимися потребностями в обществе и общим его развитием.
«Мода — это… обновление! Принцип, которому извечно следует природа! Дерево сбрасывает старую листву, человек — наскучившую одежду. Когда вещи становятся слишком привычными, люди от них быстрее устают. Мода спасает от утомительного единообразия. Люди хотят нравится друг другу: быть красиво одетыми, хорошо выглядеть — естественная потребность». Пьер Карден.
Мода — это прежде всего отношения между человеком и вещами. Чем общество более открыто к новому, тем чаще происходят в нем различные изменения. Это касается и одежды. В прежние времена, когда существовало четкое разделение на высшие слои общества и низшие, наряды жителей каждой страны сильно отличались друг от друга, причем одежда низшего сословия могла не изменяться столетиями. Постепенно эти границы размывались и в наши дни их практически нет. Существует демократичная одежда, в которой ходят и рабочие и президенты.
За последние 100 лет появилось огромное количество новых вещей. Это стало возможно благодаря разработанным технологиям и материалам. Эти вещи прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящей классикой. И не всегда эта одежда была придумана в стенах высоких Домов Мод.
«Мода приходит с улицы и, облагороженная, вновь возвращается к ней… Я не думаю, что можно вывести какое — то уравнение моды. Будьте осторожны, не полагайтесь на нас, так как завтра мы можем отвергнуть преложенный сегодня стиль. Наша работа — это игра: как только новая мода установилась, мы разрушаем ее». Жак Эстерель.
Каждая новая вещь имеет свой цикл развития и утверждения себя в обществе. Один английский искусствовед составил любопытную таблицу, показывающую какие стадии проходит тот или иной новый предмет гардероба. Вот характеристики, которыми он наделил каждый этап:
- безнравственна — за десять лет до своего времени,
- вызывающа — за три года до своего времени,
- смела — за один год до своего времени,
- красива — когда она в моде,
- безвкусна — через год после своего времени,
- уродлива — через десять лет после своего времени,
- смешна — через двадцать лет,
- забавна — через тридцать лет,
- своеобразна — через пятьдесят,
- приятна — через семьдесят,
- романтична — через сто лет,
- прекрасна — через сто пятьдесят лет после своего времени.
Вот такие интересные наблюдения за историей вещей, которая всегда была наполнена жаждой разрушения привычного, традиционного и поиском нового, неизведанного.
«Мы созданы из вещества того же, что наши сны» («Буря» ). Уильям Шекспир.
А что Вы думаете по этому поводу?
Интересна ли Вам история возникновения одежды?
Поделитесь с читателями и друзьями своими мыслями!
Подписывайтесь на новости, чтобы быть в курсе всего интересного!
С уважением, Ирина Широкова.