При создании композиции костюма определяющее значение имеет наличие гармоничных цветовых сочетаний. Для того чтобы выглядеть стильно, необходимо не только знать свои цвета, но, и уметь их комбинировать. Цвета в одежде создают наше визуальное восприятие образа. Характер, создаваемый цветом, изменяется в зависимости от сочетания с другими цветами. К гармоничным относят сочетания, производящие впечатление колористической целостности, цветового единства. Под цветовым равновесием понимают такое соотношение и качества цветов, при которых они не кажутся чуждыми друг другу, а, напротив, дополняют друг друга, а их количественное соотношение сбалансировано и уравновешено.
В костюме используют, как правило, не более трех самостоятельных цветов (многоцветные, пестрые ткани не в счет). Самую большую площадь занимает базовый цвет, второй служит дополнением или же более ярким пятном. Если в комплекте присутствует третий цвет, то он выступает в роли акцента, центра композиции и в процентном соотношении занимает наименьшую часть. Цветовая пропорция может быть такой:
60% — базовый цвет
30% — дополнительный
10% — акцентирующий
или такой : 70, 25 и 5% и т.д.
Соединение четырех или более цветов в костюме рискованно, поскольку возникает слишком много точек внимания и образ может «развалиться» на отдельные фрагменты. Визуальное восприятие гармоничного образа зависит не только от определенных знаний, связанных с цветовыми комбинациями, но, в первую очередь с нашим естественным физиологическим восприятием. В основе цветовой композиции лежат принципы гармоничного расположения цветов по кругу, а также их взаимосвязь внутри цветового круга.
Если костюм составлен из оттенков одного цвета, от светлых тонов до самых темных, то это монохроматическое сочетание. Например, костюм решен в коричневой гамме, где присутствуют кремовый, бежевый и шоколадный. Главное, чтобы все оттенки были созвучны. Красновато — коричневые не должны спорить с желтовато — или серовато- коричневыми. Монохроматические цвета имеют одно название, но разную светлоту и насыщенность. А следовательно цвет изменяется только в двух направлениях. Костюм в монохромном решении собрать легче, чем сочетать много цветов. При умелом решении можно даже создать иллюзию многоцветности.
Комплиментарное сочетание — соединение контрастных цветов, их еще называют дополнительными. На цветовом круге они находятся напротив друг друга. В соответствии с цветовым кругом Иттена есть 3 основных цвета: красный, желтый и синий. И три основные пары дополнительных цветов : красный — зеленый, оранжевый — синий, желтый — фиолетовый. Комплиментарные цвета усиливают насыщенность друг друга. В костюме это всегда выглядит ярко и динамично. Если взять не чистые цвета, а их оттенки, то контраст дополнительных цветов может быть смягчен. Ученые проводили очень интересный эксперимент, который вы можете провести самостоятельно. Надо взять 2 квадрата: один большой, а внутри него другой, маленький. Внешний должен быть цветной, а внутренний белым. Наш глаз устроен так, что при визуальном восприятии цвета он всегда находит дополнительный цвет ( удивительная способность). Когда вы будете смотреть на эти квадраты, то через некоторое время белый квадрат станет окрашиваться в дополнительный к цвету большого квадрата.
Использование близких, родственных цветов, делает образ мягким и спокойным. Родственные цвета соседствуют друг с другом на цветовом круге, и дают большие возможности для решения цветовой композиции. Например, зеленый и зелено — синий — хорошо сочетаются в композиции при различных размерах цветовых пятен. При использовании родственных цветов в костюме один из них или оба используются обычно приглушенными.
Сочетание цветов в триаде — использование трех цветов либо первичной триады (красный — желтый — синий), либо вторичной (оранжевый — зеленый — фиолетовый). К двум гармонично родственным цветам может быть добавлен третий, уравновешенный с ними. Если использовать цветовой круг, то можно найти еще очень много вариантов составления триадного комплекта.
И наконец ахроматические сочетания. В создании композиции костюма участвуют такие цвета, как серый, белый, черный. Они придают образу строгость, чистоту и лаконичность. Сочетания черного с белым — это классика, не требующая дополнений. Эти цвета находятся на разных концах ахроматического ряда и прекрасно усиливают друг друга. Белый с серым, серый с серым, серый с черным — идеальный фон для ярких цветовых акцентов. С ахроматическими цветами гармонируют все цвета спектра.
Конечно, далеко не всегда нам удается собрать идеальный комплект. Сложно найти в продаже, например, юбку именно такой модели как нам надо и именно такого цвета, чтобы она идеально подходила к нашей блузке. Надо потратить приличное количество времени и сил. Бывает, что вещь купленная неожиданно может долгое время висеть в нашем шкафу, ожидая свою напарницу. Остается разве что выбрать в магазине ткань и сшить на заказ. Использование цветового круга, который появился в продаже, очень облегчает подбор гармоничных сочетаний цветов. Можете воспользоваться цветовыми сочетаниями приведенными выше.
Экспериментируйте и творите свои гармоничные сочетания. Успехов!
Поделитесь с друзьями полезной информацией!
Подписывайтесь на новости,чтобы узнавать еще много интересного!
С уважением, Ирина Широкова.
Профессиональный подход везде к месту. Здесь можно было бы добавить, что, кроме сочетания цветов, большое значение наличие узоров, орнаментов и фактур. Но, я думаю, это есть у автора в какой-нибудь другой статье.
Игорь, Вы абсолютно правы.Кроме цветовых сочетаний есть еще очень много моментов, в соответствии с которыми выстраивается образ . Узоры, орнаменты и фактуры — это скорее относится к вопросу стиля, так как каждому соответствует то, о чем Вы говорите. А кроме этого есть еще законы композиции, формы и искусство сочетания разнообразных компонентов в одном целом. Все это действительно есть в других статьях.
Гармонично сочетать цвета в своих костюмах — сложная наука. Тут может помочь только врожденное чувство вкуса или знания, которые вы нам дали в этой статье.
Вы правы, Ирина . Это действительно не просто. Но если это не является природным качеством, то к счастью этому можно научиться.Постоянно отслеживая и наблюдая за цветами , изучая их правильные гармоничные сочетания , со временем это станет совершенно привычным занятием. Если эта статья Вам поможет в этом процессе я буду только рада .
Спасибо за столь подробный рассказ о подборе цветов. Благодаря Вам я поняла, что это очень важно не только для того, кто шьет, но и для любого человека при создании своего образа. Вы написали, что такой круг есть в продаже?А где его можно посмотреть?
Спасибо, Наталья за отзыв. Знание о гармоничном сочетании цветов конечно может пригодиться абсолютно всем, а не только тем,кто связан с этим профессионально . Посмотрите эту статью http://fusion-of-styles.ru/cvetovoj-krug/ … в ней рассказывается про цветовой круг.Очень полезная штука).
Кстати, действительно очень классная вещь цветовой круг, по нему можно очень интересную подборку сделать! Причём все дизайнеры им пользуются.
Вы правы, Александр.Цветовой круг очень удобен в использовании и является палочкой — выручалочкой для всех).И даже именитые дизайнеры используют его в творческом процессе.
Да, это целая наука — правильно подобрать свои цвета. Если правильно определил свою цветовую гамму, то все смотрится гармонично и украшает. Это очень важно!
Вы правы , Людмила . И оказывается это связано очень тесно с нашим физиологическим восприятием , а не странными правилами ,которые взяты с потолка . Но не надо забывать,что каждый из нас видит мир и цвета по разному . Поэтому говорить о единых правилах не представляется возможным . Надо все время пробовать и находить .
Очень полезная статья.У меня как-то часто не хватало смелости сочетать яркие или насыщенные цвета,боялась выглядеть как клоун.Положила цветовой круг в закладки и теперь буду прибегать к его помощи, в случае необходимости.Спасибо
Уверена,что цветовой круг Вам очень поможет в подборе цветовых сочетаний не только в плане одежды,но и в других случаях,например в подборе обоев или гардин для Вашего дома.
Про цветовой круг. Есть много он-лайн сервисов, которые этот цветовой круг отлично заменяют.
Смысл у всех один и тот же. Двигаешь ползунки и выводятся цвета, которые сочетаются. Существенный плюс в том, что в этом случае цветов значительно больше, чем на круге.
Спасибо, Дмитрий за информацию.Немного не соглашусь.Цветовой круг,которым пользуюсь я во время работы — это круг соответствия цветов,на котором сразу видно какой цвет сочетается либо с одним либо с несколькими цветами .А смысл ползунков,которые надо двигать совсем другой.При их перемещении можно получить разную палитру цветов, конечно больше чем в цветовом круге. Но нет соответствия. А суть именно в этом.