Эльза Перетти

Суть творений Эльзы Перетти – непреходящая ценность, отсутствие показного блеска и убежденность в том, что драгоценности должны быть изящным дополнением образа и не стеснять тело. Она была фэшн – иконой 70-х годов, вдохновительницей Роя Хальстона и Хельмута Ньютона, подругой Энди Уорхола и моделью для Сальвадора Дали. Но, весь мир знает ее как великого дизайнера ювелирных украшений для легендарной компании Tiffany.

Эльза родилась в 1940 году во Флоренции в семье богатого итальянского нефтепромышленника и получила хорошее по тем временам образование. Вспоминая о своем детстве, с характерной для нее обезоруживающей откровенностью, она говорила: » Очень буржуазная жизнь. Я удрала в 21 год – больше не могла уживаться с матерью».

Обретя полную свободу, она стала заниматься самыми разными вещами: преподавать английский, работать лыжным инструктором в швейцарском пансионе благородных девиц, где она училась раньше. После подобных экспериментов Эльза вернулась в Рим, где она выросла, осваивать науку дизайна интерьеров.

Ее спонтанный и свободолюбивый характер доставлял немало проблем родным и близким. Перетти никогда не подчинялась правилам, и в 1966 году, всего за две недели до свадьбы с миланским издателем, сбежала в Барселону. Ей было 26 лет. Этот поступок вверг в шок всю семью и итальянское высшее общество.

В Каталонии Эльза окунулась в новый мир аристократической богемы, который определил всю ее дальнейшую жизнь. Благодаря своей привлекательной внешности она работала моделью и даже позировала для Дали, окружение которого всегда состояло из творческих и креативных личностей.

«Он собирал у себя молодежь и водил нас в роскошные рестораны. Это было невероятно, ведь мы часто жили впроголодь».

В 1968 году Перетти уезжает в Америку и с этого момента начинается новый нью-йоркский период ее жизни. Одним из главных компонентов этого периода стали отношения с Роем Хальстоном, суперзвездой американской моды и королем танцпола в Studio 54.

Его полные наслаждений ночи с Бьянкой Джаггер, Элизабет Тейлор и Лайзой Миннелли, лучшими друзьями и клиентками, потрясали манхэттенскую публику. Эльза сказала однажды: « У меня был серьезный роман с Хальстоном без всякого романа. Он был поистине шикарным мужчиной – и с ужасным характером…»

Они познакомились на съемочной площадке, когда Эльза работала моделью для американского журнала Bazaar. По замыслу модели должны были напоминать птиц, и Хальстон был приглашен, чтобы клеить перья на лица девушек.

« Прежде всего, он был замечательно красив. Очень высокий, голубоглазый. А еще руки – если Вам посчастливилось видеть его за работой, это было похоже на чудо». Быть моделью для Хальстона в свингующем Нью-Йорке мечтали все. « Тогда все было по-другому, не то, что сейчас, когда вы отрабатываете свое время, и все расходятся по домам. Мы не разбегались. У нас была великолепная компания, и мы чудесно развлекались».

Отношениям с Хальстоном предшествовала бурная жизнь в модной тусовке стилиста Джорджио ди Сант-Анджело, который впоследствии стал дизайнером. Кроме Эльзы в команду входили Верушка и Бьянка Джаггер. Между прочим, первое ювелирное украшение Перетти  — плоский серебряный флакон на цепочке для хранения духов или цветка было сделано именно для ди Сант-Анджело.

Эльза Перетти

Роман с Хальстоном был пылким и всепоглощающим. Эльза носила, а затем и продавала, созданные им вещи. Они вместе, до поздней ночи работали над коллекциями. Ее бурная эмоциональность вдохновляла дизайнера и помогала раскрывать свой талант.

Развлекалась пара весело и азартно на танцполе в Studio 54  с Лайзой Миннелли, Энди Уорхолом и золоченым полусветом Манхэттена.

«Я прекрасно помню себя в ту пору. Тогда было замечательное время для молодых. Ты входил в клуб, и тебя узнавали. Нас очень хорошо принимали в Studio 54. Я тут же получала бутылку водки и никогда за нее не платила… Мы были как одна большая сумасбродная семья».

Эльза продолжала создавать ювелирные украшения, которые Хальстон выставлял в своем бутике. Флаконы, серебряные браслеты и «мексиканские» пряжки он вплетал в создаваемые образы.

Эльза ПереттиКстати, флакон для известного парфюма Halston, который оказался по популярности ароматов вторым после Chanel №5, придумала именно Перетти. Он был изготовлен в присущей ей природной манере и напоминал боб или каплю.

Куратор института костюма при музее искусств «Метрополитен», Гарольд Код, считал, что Перетти и Хальстона вдохновлял образ Дальнего Востока, а минимализм 70-х годов в их визуализации был одновременно женственным и сладострастным.

«Мне кажется, они оживили свой минимализм при помощи чувственности и гедонизма, — считает Кода. Для Хальстона это разработка платья-свитера, подчеркивающего все возвышенности и изгибы женского тела, из сложенного вчетверо кашемира или шелкового джерси. Для Эльзы – горный хрусталь, японский лак, полированное серебро или черный гагат: нечто простое на вид, но при этом завораживающее».

Перетти была безупречной живой рекламой для произведений Хальстона. Для близкого друга Эльзы, Ральфа Руччи, страстного коллекционера ее творений, она была олицетворением не только стиля Хальстона, а и целой эпохи.

«Когда думаешь о Перетти, сразу вспоминаешь семидесятые, — говорит Руччи. – Она в черном кашемировом свитере, в больших очках, курит сигареты пачками, ее руки летают, а вокруг – изящные мужчины, обычное ее окружение. Или она в абсолютно белой комнате, где только одна идеальная ваза с одним идеальным цветком каллы. Воплощение минимализма и потрясающее зрелище!»

Перетти совершила революцию в свете ювелирных украшений. На смену аляповатым оправам и безвкусным, полностью сочетающимся комплектам, бросающимся в глаза, которые больше подходили почтенным матронам, чем молодым современным девушкам, пришли природные формы драгоценностей. Они запечатлевали настроение и отражали идеи, созвучные с поколением «детей цветов», которые стремились к слиянию с природой.

Эльза Перетти

Ее работы всегда напоминали то, что окружает нас: сердце, яблоко, капля, слеза, боб, змея… Но, благодаря, искусному исполнению все изделия становились изысканно невесомыми с очаровательными обтекающими формами.

Эльза Перетти

http://fusion-of-styles.ru/stil-xippi/

В 1974 году произошло событие, которое решило дальнейшую творческую судьбу Эльзы. Редактор отдела моды Bazaar Кэрри Донован, стала свахой маловероятного союза итальянской супермодели и Tiffany. В то время компания была недовольна пресными ювелирными украшениями и после знакомства Перетти с президентом Tiffany Гарри Платтом, в сентябре 1974 года была запущена линия Эльзы Перетти.

Это событие имело сейсмическое воздействие и все женщины толпами кинулись в магазин на Пятой авеню. Журнал Time позже напишет, что мастерским компании потребовались месяцы, чтобы выполнить все заказы на Diamonds by the Yard («Ярды бриллиантов») – бриллиантовое колье от Перетти.

Эльза Перетти

Небольшие и не очень дорогие камушки, посаженные на золотой цепочке, прекрасно смотрелись на обнаженном теле над очень низким вырезом шелкового джерси. Этот аксессуар был сексуален и доступен по цене многим. За первый год компания продала две мили Diamonds by the Yard, десятки тысяч «слез», кулонов-« фасолин» и сотни 200-долларовых пряжек для ремней.

1975 год. Солнце садится за горизонт, заливая последними лучами крышу манхэттенского небоскреба. Итальянская красавица, ростом 175 см, одетая в костюм зайчика из Playboy, обыгранном в духе высокой моды Хальстоном, с запрокинутой головой замирает в откровенной позе.

Фотограф Хельмут Ньютон начал съемку в 11 часов, но только в 5 часов пополудни момент был пойман. Этот легендарный снимок станет символом декадентского, пронизанного сексуальностью шарма Нью-Йорка 70-х годов. Когда Ньютон щелкнул затвором объектива, Перетти уже совершала свой необыкновенный переворот в современном ювелирном искусстве.

Эльза Перетти

Позже она призналась, что у нее была небольшая интрижка с Ньютоном, который никогда не снимал ее в качестве модели, хотя она его об этом просила. Но когда она обрезала волосы, он сказал: » Не слишком радуйся, но я хочу тебя сфотографировать».

Экземпляр снимка на крыше она просто выпрашивала у фотографа, но Ньютон был непреклонен. « Мне пришлось заплатить ему 400 долларов! Жадина. Скряга, каких свет не видывал». В 2008 году портрет, сделанный с того же кадра, был продан на аукционе Christie’s за 79 тысяч долларов.

Украшения, которые создавала Перетти, включали в себя бриллианты, драгоценные камни, оправленные в золото и… серебро. До этого серебристый металл был практически под запретом компании и ценился довольно низко.

Эльза Перетти

Благодаря Перетти стерлинговое серебро обрело свое истинное звучание в мире моды и ювелирного мастерства. Оно прекрасно вписывалось в ее видение украшений и сочеталось с эстетическими воззрениями. Любительница минимализма, она считала, что серебро подходит к нему лучше, чем  блестящее золото.

Эльза Перетти

Эльза Перетти

Эльза Перетти

Она выпускает одну коллекцию в год, при создании которой использует не только драгоценные металлы и камни, но и лак, бамбук, жемчуг и горный хрусталь.

Знаменитый фотограф Хиро, который имеет непосредственное отношение к представлениям работ Перетти, понимает всю двойственность своей подруги: « У нее было происхождение и связи, элегантность и беспечная жизнь. Но она бунтарка».

Именно он выполнил фото золотого браслета, надетого на кость. Для этого он купил у мясника коровью кость и варил ее три дня. А когда композиция была уже практически готова, пришла идея украсить ее божьими коровками. Хиро заставил своих ассистентов отправиться через всю страну в сельскохозяйственный университет Беркли и привести оттуда насекомых. Когда в Tiffany увидели счет, Гарри Платт воскликнул: « Боже мой! Это же сумасбродство!»

Эльза Перетти

Эльза постоянно находится в творческом поиске и путешествиях, имея четыре дома – в Барселоне, Риме, Монте — Карло и Сант – Марти Велл, испанском селении, которое она реставрирует долгие годы. Там она устроила музей, посвященный делу своей жизни.

Эльза Перетти

Через многие годы, потери близких друзей и поклонников она пронесла одну константу – свои искусные и очаровательно — минималистические творения для Tiffany.

С уважением, Арина Широкова.

5 1 голос
Оценить запись
Подписаться
Уведомление о
guest
30 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
Просмотреть все комментарии
Наталья Васильева
9 лет назад

Ирина, спасибо! Как всегда, очень интересно! Я как будто перенеслась в то время и наблюдала за Эльзой Перетти, за ее жизнью, романами, творчеством!

Галина
9 лет назад

Интересная история, было познавательно узнать о творчестве Эльзы Перетти.

Ирина
9 лет назад

Очень интересная история. Сочетание талана, образования, любви к красоте и не неиссякаемый поток жизненной энергии. Потрясающий жизненный путь…

Оксана
9 лет назад

К своему стыду не знала кто такая Эльза Паретти. Любопытно было почитать! Такие люди всегда вызывают уважение и интерес к своей персоне.

Larisa
9 лет назад

Интереснейшая история Эльзы Паретти, она по настоящему талантливая и сильная духом женщина, жизнь у нее была не сладкая, но это, не помешало ее творчеству. Красивые и необычные украшения!

Людмила
9 лет назад

Восхищена такой женщиной. Для меня она образец и эталон успешной женщины.

Софья
9 лет назад

Какая необычная, яркая история жизни. Я первый раз слышу про Эльзу Перетти, было очень интересно. Спасибо, Ирина!

Людмила Санжаровская
9 лет назад

Ира!Как всегда великолепная статья, от которой повеяло тем временем :творчеством и свободой. И какая огромная дистанция между таким творчеством и нынешним стремлением заработать много,работой ради денег,даже больших.

Laralaram
9 лет назад

Какя необычная судьба, можно сказать, что характер человека является его судьбой… Интереснейшая женщина и художник…

Ирина Лукшиц
9 лет назад

Ирина, спасибо больше, что в очередной раз расширили наш кругозор! Не знала о таком дизайнере, возможно и слышала, но как-то не акцентировала на этом внимание. Вы значительно расшили мои знания о мире моды и людях, внесших вклад в ее развитие. Талантливые люди — они всегда неординарны. Интересная судьба Эльзы Перетти и ее работы, мне нравится такой стиль, в нем есть вкус и утонченность.

Андрей
9 лет назад

Обожаю творческих людей. Обожаю читать про них.
Спасибо Ирина за статью

Александр Ризун
9 лет назад

Интересная жизнь! Очень талантливый человек, и настоящие произведения искусства.

Мария
9 лет назад

Прочитала с интересом! Насыщенная и беззаботная жизнь творческой натуры. На последней фото мне она все же кажется грустной…

Елена
8 лет назад

Потрясающая статья! Фантастические снимки! Спасибо, Ирина!

Ирина
8 лет назад

Люблю узнавать новое о жизни, творчестве талантливых людей. Интересная статья. Спасибо

Александр
6 лет назад

Интересная статья. Люблю почитать о людях, которые в своей жизни чем-то занимались и продолжают заниматься несмотря ни на что. У таких людей есть чему поучиться.