Женские наряды всегда вызывали особый интерес на протяжении всей истории моды. Обилие различных декоративных деталей поражало воображение своим изяществом, причудливостью и декоративностью. В продолжение всей эпохи рококо основными предметами женского гардероба были распашное платье, нижняя юбка и «стомак», который являлся центральным элементом всего наряда. Что такое стомак?
Восемнадцатый век был одним из самых противоречивых и контрастных в истории человечества. После смерти Людовика XIV его приемник Филипп Орлеанский произнес слова, вошедшие в историю: »Ну, господа, а теперь повеселимся. После нас хоть потоп». Так началась эпоха веселья, фривольностей, грации, эротики нового стиля жизни и новых вкусов.
Ощущение быстротечности происходящего рождало у аристократии неуемную жажду удовольствий и придание каждой мелочи оттенок особой важности и значимости.
Женский образ был элегантен и утончен, экстравагантен, кокетлив и насыщен орнаментально – декоративными элементами. Напудренные лица, огромные прически, достигавшие 1.5 метра в высоту, насвекленные щеки и мушки были лицом той эпохи.
Женские наряды были вычурны, украшены бантами, кружевами, вышивкой и драгоценными камнями. Одним из обязательных компонентов был стомак (в переводе с анг.- живот), который представлял собой треугольную пластину, суживающуюся книзу с V — или U – образной нижней частью. Она являлась деталью передней части корсажа.
Платье, юбка и стомак создавали основополагающий стиль женской одежды на всем протяжении XVIII века. Подобные наряды получили название robe a la francaise. Платье, открытое спереди, плотно облегало верхнюю часть тела, а сзади от самого верха собиралось в двойные складки – драпировки, получившие название «складки Ватто».
Стомак, как центральная часть образа украшался особенно изысканно. Ряды бантов, шнуровка, камни, кружева, вышивка разноцветными шелковыми, золотыми и серебряными нитями, синель, собранная в виде цветов, блестки, – в ход шли все возможные декоративные элементы.
На картинах того времени известная фаворитка короля Людовика XV мадам де Помпадур предстает перед зрителями в изумительных нарядах, изготовленных из высококачественного шелка. На полотне Франсуа Буше она одета в типичное платье robe a la francaise – платье, приоткрывающее туго облегающий корсаж.
Художник во всех деталях изобразил и нижнюю юбку, и треугольный стомак, который роскошно украшен целым каскадом кружевных бантов (echelle), подчеркивающий очертания женской груди, соблазнительно приподнятой благодаря корсету.
Так как стомак был отдельной деталью наряда, то его необходимо было прикрепить или приколоть к платью. Это занимало немало времени и делалось разными способами: при помощи специальных воздушных петель, крючков, булавок, обычных петель и пуговиц или металлических оригинальных застежек.
Преимуществом стомака было то, что его можно было крепить к разным платьям, обновляя привычные наряды.
Во второй половине XVIII века в женской одежде стали происходить некоторые изменения. Появились более функциональные элементы, одним из которых, был comperes: две узкие полочки из ткани с пуговицами, имитирующие жилет, прикрывавший переднюю часть корсета.
Полочки крепились к платью при помощи крючков или пуговиц и были более практичными и легкими в использовании, чем стомак, который со временем отошел на второй план, пока совершенно не вышел из обихода.
Долгое время он играл важную роль в женском образе эпохи рококо и декорировался, как особо ценное ювелирное украшение. Но именно тогда, когда стиль рококо достиг своего наивысшего расцвета, аристократия неожиданно сменила модный курс на одежду простого народа.
Наряды людей среднего сословия были более практичны и функциональны, и постепенно одежда аристократии тоже становилась проще и скромнее. Вычурные платья дамы оставляли только для балов. Конец XVIII века был ознаменован большими политическими переменами в переустройстве Франции, что, несомненно, повлияло на модные тенденции того времени.
Надеюсь, что Вам любопытно было узнать, что такое стомак?
Поделитесь интересной информацией с друзьями!
Подписывайтесь на новости, чтобы узнавать еще больше об истории моды!
С уважением, Ирина Широкова.
Спасибо большое за очень интересный рассказ. Раньше не знала о такой детали туалета женской одежды. Каждое время диктует свою моду. Наши шортики и маечки не могут конкурировать с пышностью нарядов модниц старины. Но зато у нас легко и удобно.
Пожалуйста, Наталия. Наша одежда не сравнится с той по красоте и декоративности. Интересно, а променяли бы красавицы 18го века свои наряды на наши?)
Красота и великолепие нарядов тех времён и сегодня нас завораживает. Уже это воспринимается, как музейность. А ведь такие наряды носили менее чем 100 лет назад 🙂 И было женщинам удобно.
И теперь я знаю, что такое стомак 🙂 А вот он, думаю, и в современном платье может быть использован.
Все эти стомаки находятся в различных музеях мира: в лондонском музее моды, в парижском музее Гальера и Метрополитен. Сейчас одежда более функциональная. У современных дам нет столько времени, как у дам 18 го века. Они тратили на свой туалет большую часть дня. А мы все живенько и побыстрее))).
Какие все-таки шикарные раньше были наряды! И сколько труда нужно было, чтобы все это пошить!
Про стомак услышала первый раз. Я и не догадывалась, что это отдельная часть платья.
Согласна, Татьяна. Все наряды прошлых веков выглядят завораживающе. Я смотрю на них, как на произведения искусства. Там невероятное количество труда. А ведь они их носили! Это не современный кутюр, это намного больше.
Я думала,что платься цельные, а оказывается, серединка (Стомак)отдельно одевалась!!
Да, Олеся. Как они все хитро придумали? Если не знаешь, то и не поймешь как все устроено. А ведь никаких змеек тогда не было, поэтому и приходилось изобретать способы, чтобы одевать такие платье.
А я и не знала, что эта треугольная вставка в платьях — это отдельная деталь одежды. Очень было удобно прикреплять стомак к разным платьям. Спасибо за интересную статью.
Пожалуйста, Инна. Я рада, что Вы узнали что-то новое для себя. Прикреплять стомак было не так уж и удобно, но зато можно было менять для разных нарядов.)
Ирина, как интересно. Даже не знала про такую деталь, как стомак. Считала, что это цельное платье, а оказывается съемный элемент. Конечно, платья тех времен были просто произведением искусства, честно, всегда хотелось примерить такое платье.
Я рада, Елена, что Вы открыли для себя что-то новое. Наряды тех лет прелестны, это несомненно.
Очень красивый аксессуар. даже не знала раньше о его существовании. это как сейчас модные воротнички были — поменял воротничок и уже совсем другой образ
Интересная аналогия. Заменяемые предметы гардероба всегда практичны.)
Ох, как же мне нравятся наряды прошлых веков, которые делали женщину истиной женщиной, не менее! Куда всё это улетучилось? Я бы с удовольствием носила такие шикарные платья!
Благодарю за увлекательную историю этого красивейшего аксессуара в женской одежде. Всегда любовалась этими «вставочками», и только сейчас узнала, что они называются «стомак» 🙂
Спасибо, Вера. Мало, кто из женщин остаются равнодушными к таким нарядам. Столько украшений, столько грации. В таком платье по-другому чувствовать себя просто невозможно.)
Как я люблю такие исторические мелочи! А сегодня вы не только удовлетворили мои желания в познании, но и усладили мой эстетический голод на все красивое! Как будто окунулась в ту эпоху! Мне очень нравится читать Дюма про Людовиков, и Вы дополнили мне описания красавиц, платьев и балов великого мастера слова! Спасибо, Ирина!
Спасибо, Наталья, за такой милый отзыв. Я тоже без ума от нарядов прошлых столетий. А как подумаю, что все это шилось вручную… уже от одного этого у меня перехватывает дыхание, когда я вижу подобные платья.
Да)) А то, что это делалось вручную, это вообще на грани фантастики! Какие мастера, какое терпение!
Красивая деталь одежды, платья выглядели роскошно! Конечно, такие платья женщинам помогали одевать их горничные — самой было не справиться. В наше время лишь бы удобно было — и симпатично, а такое великолепие оставим дворцам и музеям))
Да, нам таких нарядов уже не поносить(. В машине и в современном транспорте в таком наряде крайне неудобно. А ведь как красиво).
А я пожалуй подолью масла в огонь: да красиво, да шикарно, но удобно ли и как ощущали себя дамы в этих нарядах? Деформация ребер — корсеты затягивались до единого стандарта, доходило до обмороков (нюхательная соль необходимый атрибут наряда), вес — не каждая из нас отважится одеть платье в 20 кг, а еще в средние века менее богатые носили каркас для юбки из метала, китовый ус был дорог… В юности как-то попал в руки корсет: набор палочек вшитых в ткань и веревочки через каждые 5-6 см: надо затянуть без просветов, талия получается 45-48 см. Даже я, на тот момент самая тощая 45 кг — не смогла дышать, хоть и не до конца его одели на меня… Так что я думаю дамы из прошлого с превеликим удовольствием сменили бы свои наряды на наши!
Судя по размерам платьев тех лет, дамы были не такого телосложения, как мы сегодняшние. Об этом говорят и многие специалисты, которые занимаются историей костюма или коллекционируют старинные наряды. Талия женщин, затянутых в корсет доходила до 30 см. И для них это было нормально. Корсеты носили все, начиная с 1.5 лет. Сначала мягкие корсетики, а лет в 5 уже полноценные корсеты, как у взрослых дам. Поэтому для них это было обычное дело. Конечно и сознание теряли и даже доходило до летальных исходов, но с нами их все же не сравнить. В этом плане они были более выдержанные. Нам сейчас раздолье, одежда невесомая, но зато не такая шикарная, как их наряды.)
А мне кажется, что с одной стороны, что это было не так уж и плохо тогда, носить корсеты и стомаки. Если корсет носили с раннего возраста, то и фигура формировалась правильно с самого детства. Мышцы живота были всегда подтянуты. А это стройность и красота. Я бы с удовольствием пожила бы в то время и поносила такие наряды, ведь они такие красивые, такая роскошь и великолепие, даже если иногда пришлось бы занюхивать их солью 😀
Наташа, у них не было выбора. Возможно, если бы им показали наши брюки и юбки, то они бы поменялись с удовольствием. Хотя кто знает))). Может сочли бы нашу одежду за недостойную)).
Интересно было узнать историю платьев женщин 18 века. Вообще-то я всегда считала, что это цельная часть платья, а не отдельная его деталь. Кроме того, она зрительно уменьшала талию женщин и визуально увеличивала объем груди.
Спасибо, Светлана. Грудь поднимал корсет, который одевался на тело, а форма стомака, сужающаяся книзу, на самом деле создавала визуальный эффект узкой талии. Для этого и была придумана такая форма).Как всегда, маленькие женские хитрости).
А я все в старую дуду http://london-is-passion.blogspot.ru/2011/01/blog-post_16.html зайдите, жалеющие о корсетах — там просто чудные картинки…
)))) Валентина, ничего страшного. Вы прямо противница корсетов.) Я могу судить о них не по наслышке. Когда у меня болит спина, то я одеваю специальный корсет на костях и могу ходить в нем целый день, если нужно. Он конечно не такой, как жесткие, проклеенные корсеты, но жить тоже можно. Когда я его снимаю, то безусловно испытываю облегчение. Но я же ношу их не с детства. А о том, что они вредны, говорили всегда, но тем не менее долгие столетия не могли от них отказаться, пока женщины не стали вести другой образ жизни. Теперь уж точно к ним никогда не вернемся.)
Да уж чудесные…если не сказать ужасные 😉 Конечно до таких крайностей не хотелось бы доходить. И это уже больная мода, я именно про то что бы вот так вот затягивать, до обхвата шеи любовника и т.п. — это уже по-моему маразм. А вот подтянуть не много, это в самый раз, красота корсета или стомака (так как мы начали обсуждение именно с него) от этого не теряется. Поносить бы такие наряды все равно хотелось бы, но завязывать его до разумного обхвата, чтобы было все подтянуто и с гармоничными пропорциями для своей фигуры, а не уродовать себя как того требует мода. Мозги в этом деле нужны и здравый смысл, как в общем и в любом другом.
Согласна).
Я не противница корсетов, просто меня возмутили стенания желающих поносить их! Носите, и в пир и в мир — современный корсет это не испытание организма, а украшение прекрасных дам, и облегчение уставших спин. В моем гардеробе тоже есть корсет — современный, сшит из шерстянки и зимой заменяет теплую жилетку: замечательно смотрится и с юбкой и с брюками, на тонкой блузке или водолазке.
Валентина, я согласна с Вами относительно корсетов. Наши «стенания» все равно бессмысленны). Это как подсознательная ностальгия по тому, чего у нас никогда не было. Внешне это очень красиво, а женщины всегда тянутся к красоте. Бескомпромиссность дам в этом вопросе очевидна и доказана историей. Что ж тут поделаешь? Мы добровольно готовы стать жертвами красоты. Такие мы)))). Не все конечно).
Недавно вернулись с супругой из поездки. Были в Москве и Питере. Посетили Оружейную палату, Третьяковку, Русский музей, Эрмитаж, много театров. Среди экспонатов было очень много дорогих платьев с подобными деталями. Когда это касается одеяний цариц, то удивляет только мастерство тех, кто делал платья. А так, само собой, у царицы должны быть роскошные вещи.
В Александринском театре (С-Пб) есть музей театра. Там собраны костюмы, в которых играли спектакли. Меня сильно удивило их качество. Казалось бы, для сцены можно обойтись и какой-нибудь имитацией. Однако костюмы выполнены великолепно и детально. Ювелирные вышивки, украшения, золочёная нить… Особенно это касается спектаклей начала прошлого века.
Что такое стомак я не знал. Теперь знаю 🙂 Спасибо, Ирина!
Спасибо, Игорь, за такой интересный рассказ. Обожаю музей, где можно увидеть старинную одежду. Стоишь рядом и не верится, что ей больше 200 лет и что кто-то ее носил! Невероятно! Очень необычные чувства испытываешь в этот момент и понимаешь, как все оказывается рядом.
Красотищща!
Сейчас бы в моду вошли такие. Только без затягиваний до потери сознания, Хотя, может быть, за собой следить больше стали -)
Да, Андрей, с такими нарядами лишнему весу даже взяться негде, наверное). В таком платье все кушали как птички).
Восемнадцатый век — это изумительная одежда, которая стала произведением искусства. Я бы с удовольствием надела сейчас такое платье
Наталья, Вы смелая женщина. Некоторые эти наряды воспринимают не так радужно). Носить их было действительно не просто, зато спина всегда ровная).
Понятия не имела, что была такая деталь туалета, как стомак. Спасибо за интересный экскурс и историю платья.
Пожалуйста, Елена. Вот такие хитрости придумывали наши прапрабабушки). И практично и красиво).