Мода и антимода. Казалось бы это две противоположности, которые не могут и не должны никогда пересекаться. Но на деле оказывается, что они прекрасно уживаются друг с другом. Что такое антимода? Прежде всего это протест или вызов уже существующим правилам, которые установились в обществе. В широком понимании моды, это касается не только одежды, а и определенных норм поведения и морали, общественных идеалов. Это желание следовать только своим представлениям о красоте и приличии, причем намеренно противопоставлять это общественным.
Проявления антимоды встречались еще в далеком 16-м веке. В Германии рыцарскую конницу и ополчение заменяют наемные войска, в основном набиравшиеся из швейцарских и германских солдат и офицеров — ландскнехтов. Именно они считаются основоположниками моды на декоративные разрезы. Приписывают это нововведение швейцарским наемным пехотинцам, которые в 1477 году в битве при Нанси разгромили войско Карла Смелого, герцога Бургундского. Захватив в качестве военных трофеев роскошные одежды бургундцев из шелка, бархата и парчи, ландскнехты демонстративно залатывали ими свои порванные во время боя костюмы. Пёстрые, живописно «разрубленные» одежды оказались настолько привлекательными, настолько в духе бесшабашных и беспринципных наемников, что ландскнехты придерживались этой моды до конца 16-го столетия.
Им начали подражать экстравагантные знатные особы, не стесненные в средствах (не жалевшие дорогую ткань для всякого рода вставок и разрезов) и готовые на всё, чтобы выделиться на фоне небогатого простонародья и бережливого купечества.
Костюм ландскнехта включал куртку вамс, разрезанную на ленты, сквозь которую видны подкладка, рубашка или тело; штаны, именовавшиеся «плюдерхозе» — «штаны-лохмотья»; широкий плоский берет, украшенный перьями; башмаки, названные «коровья морда» из-за специфического тупорылого расширяющегося носка, также покрытый разрезами. Офицеры носили при обтянутом верхе юбку в складку-фальтрок.
Несомненно, что первоначально причудливый, вызывающий облик ландскнехтов являлся своеобразной антимодой по отношению к официальной, чопорной, скованной моде испанских грандов. Это был способ выражения протеста против участи наемных солдат, не имевших дома и семьи, ничего, кроме одежды на плечах да оружия. Современники воспринимали это примерно так же, как костюмы хиппи и панков в 20-м веке. Но после того, как сам император Карл V взял солдат под защиту («Оставьте их в покое, при их злосчастной и убогой жизни нужно дать им возможность пошутить!»), мода на декоративные разрезы широко распространилась и в костюмах аристократии всех европейских стран.
Была изобретена «иссечённая ткань» с косыми рядами мелких надрезов на цветной подкладке. Такая ткань считалась привилегией дворянства. Это яркий пример того, как аристократическая мода, воспользовавшись идеей простонародья, тонко перерабатывает ее и делает её запретной для тех, кто её породил.
Мода всегда была достаточно тесно связана с политическими взглядами в обществе, поэтому не удивительно, что одними из первых проявлений антимоды происходили во времена серьезных политических переустройств. В конце 18-го века, во Франции, в период Дериктории, представители «золотой молодежи» возглавили движение инкруаяблей и мервейёз. Своим внешним видом они демонстрировали принципиальный отказ от форм одежды, принятых на то время в аристократической среде. Они были эксцентричны как в одежде, так и в манере разговора.
Мужчины-инкруаябли носили несоразмерно огромные галстуки, закрывающие подбородок, обувь с длинными носами (на манер средневековья), короткие рединготы, с горбом на спине. В ухо вдевали огромное кольцо, носили большие очки или лорнет (как будто они плохо видят), а вместо трости-кривые палки. Имели довольно странные прически: либо косичку, либо растрепанную короткую стрижку с выстриженным затылком и длинными волосами по бокам («собачьи уши»).
Женщины-мервейёзы надевали платья из тонкой материи, настолько прилегающие, что даже положить платочек было некуда, за неимением карманов. Для этих целей они использовали маленькие сумочки, которые по-латински назывались reticule. Позднее они превратились в ридикюль. Образ дам напоминал античную статую, нежную, женственную и воздушную. Одной из них была и жена Наполеона, Жозефина Богарне.
Представители этого движения устраивали необычные вечеринки при луне или балы жертв, которые проводили даже на кладбищах. Дамы выстригали себе волосы, словно осужденные на казнь и повязывали шею красной лентой как след от гильотины.
В 19-м веке движение антимоды продолжили «нигилисты», также отрицавшие всяческие устои общества, нравственные и культурные ценности. Аскетизм в одежде был одним из способов выражения их мировосприятия. Они специально не следили за своим внешним видом, одевались неряшливо, выказывая пренебрежение обществу. Женщины надевали короткие платья синего цвета, очки и остригали волосы. Отказывались от корсетов и париков.
Во время Второй мировой войны в США антимода нашла свое отражение в отношении латиноамериканских и негритянских подростков к войне, в которой принимала участие «белая» Америка. От английского zoot-suit-стильный костюм, произошел костюм зут. Во время тотальной экономии ткани в военный период, приверженцы этого стиля тратили ее в избытке. Они ввели в моду пиджаки, доходившие до колен, широкие брюки со складками, длинные волосы. Полная противоположность армейскому образу. Этот стиль подхватили гангстеры и эстрадные певцы, одним из которых был Фрэнк Синатра. Эта мода докатилась до Европы к 50-м годам. В Англии подобных модников называли «широкими парнями», а во Франции — «зазу». В основном это были спекулянты с черного рынка, которые с окончанием войны оказались за решеткой, обвиненные в спекуляции или за связь с немцами.
В 20-м веке появилось движение «битников» (от анг. beat generation — «разбитое поколение»). Название происходило от сленга джазовых музыкантов 40-х годов. «Beat» означает нищету и отчаяние. А за пол года до этого на орбиту был выпущен советский «Спутник-1». Это слово было на слуху и американский журналист Герб Каэн, добавив к слову «бит» русский суффикс получил «битник». В американском обществе так называли прослойку молодежи, которая отличалась асоциальным поведением и отрицанием культурных ценностей. Это происходило в 50-60-у годы и получило распространение в Европе, а затем и в СССР. Битники надевали свитера грубой вязки, грязные мешковатые брюки, отпускали бороды и проповедовали бедность, как добродетель.
Следующими были «хиппи». 60-е годы-это было их время, объединившее миллионы людей по всей планете. «Дети цветов», отрицавшие насилие и войну, провозглашавшие мир и свободу для всех. Они обратились к этническому стилю и многие вещи делали и шили сами. Каждый творил свою историю одежды, создавая необычные комбинации и оригинальные образы. Хиппи были свободны во всем, начиная одеждой, поведением и заканчивая сексуальными отношениями. Представителями хиппи были также и музыканты. Самой стильной женщиной поколения хиппи называли Дженис Джоплин.
В 60-х годах в Великобритании появилось еще одно необычное течение — скинхеды, бритоголовые (англ. skinheads, от skin—кожа и head—голова). В него вливались безработные и подростки из рабочих семей. В отличии от тедди-бойз, которые облачались в щегольские костюмы, подражая среднему классу, бритоголовые носили куртки докеров из грубого сукна с кожаной кокеткой, грубые брюки, высокие рабочие ботинки и очень короткие прически. Тедди — бойз они считали врагами, а основным их времяпровождением были драки с панками и иммигрантами из бывших Британских колоний, которые по их мнению были виновны в их бедственном положении в обществе.
В 70 — е годы это направление продолжало свое существование, но теперь скинхеды носили дешевые джинсы, тяжелые армейские ботинки и полностью брили головы. Эта молодежная субкультура постепенно приобретает оттенок расизма и фашизма. Появляются неофашисты с лозунгами «Сохраним Британию белой», которые использовали фашисткую символику, а также «красные скинхеды», их противники, продвигающие коммунистические взгляды (вместо свастик они использовали нашивки с портретами Ленина и Нельсона Манделы). Течение бритоголовых получило свое распространение в странах, где было много иммигрантов из Азии и Африки. В СССР скинхеды появились в крупных городах только к 90-м годам, где наиболее сильно ощущалось социальное расслоение общества.
В начале 70-х годов прошлого века появились панки и рокеры. Панки одевались небрежно и уродливо, примешивая к своему образу военизированную форму. На голове сооружали невообразимые ирокезы, окрашенные в цвета радуги. Они получили нелицеприятное название — «дети помойки». Их вид был не только проявлением антимоды, но нес еще и агрессивную составляющую, выражающееся в пренебрежительном отношении к общественным устоям.
В конце 70-х годов на базе панк-движения в Великобритании образовалось готическое направление. Представителей готов объединяет любовь к готической музыке и довольно мрачной одежде. Распространению этого движения способствовали музыкальные группы, исполняющие музыку в стиле готик — рок и к середине 80-х годов оно утвердилось окончательно. Одежда черного цвета, специфический макияж, определенная атрибутика, как правило связанная с темой смерти-отличительные черты стиля готов. Общественное мнение относительно готов связано с отчуждением, замкнутостью и мрачностью. Готическая мода достаточно разнообразна, в ней существуют свои представления о женственности и мужественности.
Рокеры включали в свои образы одежду из металла и кожи, аксессуары в виде черепов, напульсники, цепи и заклепки. Они были поклонниками музыкального стиля рок и рок-н-ролл. Отличительным атрибутом рокером был мотоцикл (байк), поэтому их часто называли байкерами. Чем большую популярность приобретал рок, тем больше молодежи вливалось в это течение. Рокер без байка — не рокер, они любят быструю езду и хорошо разбираются в технике.
В это же время благодаря еще одному направлению в музыке — металлическом уроку, на смену бунтующим панкам пришли металлисты (heavy metal). Они продолжили традиции сложного сценического костюма и грима (идущие от глэм-рока) и стали идолами молодежи. Эпатажные кожаные облегающие костюмы с многочисленной металлической фурнитурой, лохматые прически из длинных волос, футболки и кофты с изображением «металлических » групп, кожаные беспальцовки, банданы и преобладание черного цвета в образе. Их одежда очень схожа с байкерской, много общих элементов. Далеко не все любители тяжелого рока носили такую одежду, хотя и являлись поклонниками этого музыкального направления.
В теме антимоды нельзя не затронуть такого явления, как китч, происходящего от немецкого kitsch-«безвкусица», «дурной тон», «дешевка». Некоторые люди желая выглядеть эпатажно, ярко, броско и оригинально, не имея вкуса, нужных знаний и образования в вопросах создания костюма, пропорций и цветовых сочетаний, доходят в этом деле до абсурда и соединяют в своем образе самые нелепые вещи. В результате могут получиться такие себе а-ля персонажи из «Приключение Буратино»).
Но, давно прошло то время, когда мода развивалась только в одном направлении и подиум диктовал свои законы. Уличная мода и субкультурные стили все чаще стали находить свои отражения в коллекциях Домов мод. Абсолютно любая антимода не может существовать в чистом варианте долго. Со временем дизайнеры начинают преобразовывать, облагораживать и выводить элементы антимоды в широкие массы. Люди, ведущие благополучный образ жизни наряжаются в рваные джинсы и косухи, не имея никакого отношения к рокерам или панкам.
Что касается китча, то даже это странное направление может создаваться сознательно, имитируя высокие образцы и рассчитывая на внешний эффект своими фасонами и яркими красками. Знаменитые и талантливые кутюрье, работающие в этом направлении находят своих преданных поклонников, благодаря своей виртуозной игре в безвкусицу. Их парадоксальные модели, появившись на подиуме находят отклик в сердцах неординарных зрителей. На первый взгляд смешные, а порой и отталкивающие наряды, оказываются прекрасно продуманными образами. В стиле китча работают такие известные дизайнеры, как Вивьен Вествуд, Жан Поль Готье, Тьерри Мюглер, Джон Гальяно, Александр Мак-Куин и Андрей Бартенев.
Поэтому любая антимода «переваривается» и выдается публике в виде обновленных стилей, делая их всеобщим достоянием. Мода из масс превращается в новую моду. Надо заметить, что в большинстве случаев субкультурные стилевые направления поддерживают молодые люди и подростки. Повзрослев многие из них отказываются от эпатажной одежды и переодеваются в нормальную, «цивильную», ведя обычный образ жизни. Многие вещи антимоды прочно вошли в наши гардеробы, разнообразив его оригинальными деталями.
Возможно и Вы, дорогие читатели в свои молодые годы причисляли себя к какому — либо направлению?
Поделитесь с нами своим жизненным опытом и воспоминаниями).
Подписывайтесь на новости и узнаете еще больше интересного!
С уважением, Арина Широкова.
У Вас всегда такие интересные статьи, просто зачитываюсь. Про более современные стили я знаю, но вот, например про инкруаябли впервые прочитала, смешная одежда и прически))) Когда такие протесты носят мирный характер, только с целью самовыразиться или заявить протест сложившемся уставам в обществе путем антимоды, это считаю нормальным. А вот когда люди начинают агрессию проявлять (например, скинхеды) это уже зло, уже преступление порой против ничем неповинных людей.
Действительно, из многих течений дизайнеры, а вслед за ними и мы, взяли в повседневную моду атрибуты одежды и это прекрасно, потому что так мы можем делать каждый день разные образы. От настроения, от повода, от желания донести какую-то информацию другому.
Я не помню, чтобы как то выражалась в одежде, когда была подростком(нуу разве что носила порой откровенные наряды, которые бы себе не позволила сейчас). А вот мой брат сейчас самовыражается)))Купил цилиндр и монокль)))Это к чему можно отнести?
Спасибо , Наташа, рада что Вам понравилась статья).А брат Ваш большой оригинал))). Цилиндр и монокль это конечно вещи из прошлого.Хотя монокль был придуман еще в 14 веке, но большую популярность приобрел только к середине 19 века и до Первой мировой войны был в большом ходу. На мой взгляд очень смешная вещица))). Конечно его носили только состоятельные люди или зажиточные , также как и цилиндры. Наверное брат тяготеет к старинным временам , когда мужчины одевались по определенным правилам и каждая вещь в гардеробе была строго регламентирована.
НИкогда не задумывалась об этом,а ведь действительно антимода всегда идет в ногу с модой,временем и новыми вениями
Олеся, Вы правы. Если бы мы были более внимательнее, то замечали бы много интересных вещей.)
Сколько слов много новых — инкруаябли и мервейёзи…
А вспомнить действительно есть что… Еще классе в 9-м среди моих сверстников было много панков, правда, я их побаивалась — странные они какие-то… Но уже через 2 года я увлеклась группой «Nirvana» и переобулась в кеды, носила какие-то футболки с изображениями группы. До сих пор тащусь от волосатых-лохматых мужчин…
Потом села с мальчишками на мотоцикл и начала ощущать себя по-новому. Кожаная куртка-косуха, огромные ботинки — ну прямо красотка :-), красные волосы с зеленой полосой. Неужели это была Я?
Алена, глядя на Вас сейчас действительно сложно поверить,что Вы могли быть той,кого описали))))))) Ну ладно косуха, ну ладно ботинки… но красно — зеленые волосы!!!!!! Это круто))))))) Здорово,что есть,что вспомнить бывшей неформалке))))))))
В какой-то момент жизни (переходный период, становление личности) мы все немного поклонники антимоды — неформалы. Это некий протест, заявление о своей личности. Сейчас мне и в голову не придет такое. С интересом прочитала статью, спасибо.
Спасибо, Алла. В молодости и в зрелые годы мы представляем собой два разных человека. Иногда, даже с трудом верится в это.)
Очень познавательно, На днях видел в магазине девушку с ярко окрашенными фиолетовыми волосами, в чулках, и ещё не понятно в чём, это просто ужас, Я понимаю конечно что хочется выделиться, но зачем таким ужасным путём!
Да, Александр. Есть достаточно людей, которые с помощью одежды хотят выделиться и сделать это ярко, чтобы все обратили внимание.) Не всегда это получается достойно.
Да, Александр, через желание выделиться, прокричать всему миру что-то прошли многие и это здорово.Так как такое действие требует определенной смелости и бесшабашности .Я в свои 19 тоже это делала.Сейчас думаю это назвали бы кичем.
Людмила, Вы молодец. Это действительно смело. Не каждый отважится поставить себя на видное место, а возможно даже стать предметом насмешек.
Очень интересная статья! Я не знала, что раньше тоже существовала антимода и были такие оригиналы как инкруаябли. Было очень интересно об этом узнать. О современных стилях я знала, хотя сама никогда не пыталась следовать им. Хотя некоторые из них, такие как хиппи, например, мне интересны.
Спасибо, Надежда. Как многого мы еще не знаем.) Я рада,что Вы узнали что-то новое для себя.