Символика цвета

Что такое символика цвета? Какую роль играет она в нашей жизни? Согласитесь, что все цвета вызывают  какие-либо  ассоциации: сознательные или подсознательные. Во все времена разными народами цвета использовались как один из способов выражения своих эмоций, чувств, традиций, социальной принадлежности и т. д. Эта тема настолько велика и обширна для изучения, как и история человечества. Заглянем в нее немного, приоткроем завесу тайного значения цветов.

Символика цвета

 СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

В Египте, стране яркого солнца, дающего жизнь, но иссушающего все живое, яркие, насыщенные цвета приобретают огромное значение. Египтяне представляли цвет как некую особую субстанцию. Они связывали основные цвета с определенными предметами. Некоторые иероглифы, определяющие материальные предметы, раскрашивались одними и теми же цветами. Египетская палитра на протяжении многих веков состояла из 6 основных оттенков. Такая скромность разнообразия цветов объяснялась тем, что в ход шли только натуральные, природные красители. Их получали из цветных металлов и камней.

Красный цвет производился из охры, широко встречающейся в природе. Он символизировал огонь и кровь, связывался как с раскаленной пустыней, так и с возрождением жизни. Через этот цвет египтяне выражали образ мощи Солнечного Бога, способного как давать жизнь, так и отнимать. Красная яшма, сердолик и карнеол использовали для изготовления красных амулетов и изображений, в которых присутствовали яркие огненные и солнечные мотивы. Мужскому телу придавался красновато-коричневый оттенок, женская же кожа тонировалась более мягкими цветами: розовым и желтым.

Символика цвета

Желтый цвет также делали из охры. Он символизировал вечность и солнце, как и золотой цвет. Египетские гробницы расписывали этими цветами, тем самым провозглашая причастность фараонов к миру богов, куда они отправлялись после смерти.

Синий  и голубой получался из окиси меди с добавлением кальция. Он символизировал небесную лазурь и связывался с цветом первичного океана Нуна, а также с Нилом, дающему жизнь растительности. Это был цвет жизни и возрождения. Огромной популярностью в Египте пользовались амулеты и украшения из лазурита, голубой бирюзы и сине-зеленого фаянса. Абсолютно все жители носили украшения, от рабынь до фараонов, так как они символизировали связь души с телом. Поэтому их носили на тех местах, где пульс прощупывался особенно сильно: шея и запястья.

Зеленый цвет был символом египетской растительности, делали его из окиси меди и малахита. Первые зеленые побеги на полях   были не только символом окончания засухи, но и тем,что Бог не оставил Египет, дав новый урожай и процветание стране.

Белый производился из природного мела и гипса. Как мы помним из фильмов и книг египтяне носили белую одежду, которая на солнце буквально светилась.

Черный цвет — это цвет ночи, тайного мира и символ возрождения из мертвых. Изготавливался он из угля или жженой кости. Постепенно палитра цветов расширилась благодаря такому приему как разбелка, визуально это делало цвета боле легкими и прозрачными. Символика цвета это важный аспект для понимания  египетского искусства и законов по которым оно строилось.

 СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

В Древнем Риме цвет также имел огромное значение, так как во многом связывался с почитаемыми Богами. В Римской традиции белый цвет был посвящен культу Минервы, богини знаний. Одеться в зеленый означало почтить Венеру — богиню цветущих садов, весны и  плодородия. Красный цвет указывал на почитание Марса. Надеть голубые одежды, значило почтить Сатурна и Нептуна. А вот для того чтобы приобрести одежду пурпурного цвета, в Древнем Риме  можно было потратить целое состояние. Дело в том, что цену ему  придавала редко встречающаяся раковина, которая водилась только у побережья Африки, в Абиссинии, из которой и  изготавливали этот цвет. По всему Средиземноморью и вообще в мировой истории красный и пурпурный цвета считались символом власти  и как правило их носили люди наделенные оной. Например Нерон запретил ношение пурпурных одежд своим согражданам и однажды заставил раздеться женщину, пришедшее на представление в театр  в пурпурном платье.

Символика цвета

Официальный костюм гражданина Рима был достаточно регламентирован, тога была белого цвета и если человек занимал какую — то высшую должность, то ее украшала пурпурная кайма. Такая тога называлась — тога претекста. Вспомним как Булгаков описывает Понтия Пилата в «Мастер и Маргарита»: «… на нем плащ с кровавым подбоем…». Только император и полководец в день триумфа мог одеть целиком окрашенную в пурпур одежду. Римляне были достаточными модниками, модели одежды менялись часто, но цвет зависел не от моды, а от традиций.  Были приличные цвета и неприличные. Для мужчин любой яркий цвет был неприличным. Тога должна была быть либо белой либо пурпурной, остальная одежда соответствовать цветам шерсти: бежевый, коричневый, серый.

Черный был цветом траура. Но были случаи когда некоторые носили и неположенную одежду, например, куртизанки надевали алую одежду, некоторые мужчины  могли носить одежду оранжевую или зеленую. Но эта одежда сразу намекала на их пассивную роль в сексуальных отношениях, и конечно это были рабы. В Древнем Риме существовало выражение «зеленоватые нравы», что имело непосредственное отношение к сексуальной направленности. Женской привилегией было ношение цветной одежды, но при соблюдении четких правил. Основными цветами был оранжевый и желтый, даже невеста носила оранжевое покрывало. Также женскими цветами были зеленый, голубой, синий, а пурпурный и алый носить не рекомендовалось. Одежду не кроили в  те времена, ее делали. Кусок ткани ткали на станке определенного размера, а потом с помощью фибул закалывали по бокам. И первоначально ткани были только шерстяными. Но во время Второй Пунической войны Сенат принял закон по которому женщинам запрещалось носить одежду из крашеных тканей, как более дорогих, в целях экономии.

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

В Древнем Китае существовала сложная символика цвета. Были определенные законы, в соответствии с которыми определялся характер окраски  ритуальных и парадных костюмов императора и знати. Основными считались белый, зеленый, красный, желтый и черный цвета, которые в свою очередь соотносились с временем года, стихиями и сторонами света. Желтый олицетворял собой конец лета, стихию земли и центр; зеленый соответствовал весне, стихии дерева и восточному направлению; белый — осени, стихии металла и западному направлению; красный — лету, стихии огня и югу; черный — зиме, стихии воды и северу.

Символика цвета

Со временем многие древние символы изменили свое значение. В период Мин они приобретают космическую направленность: синий — символизирует Небо, желтый — Землю,  красный — Солнце, а белый — Луну. В период Цин, государь был главным жрецом и выполнял функции связанные с земледельческим культом, поэтому желтый цвет стал символом спелых хлебов и Земли. Китайцы называли свою страну Срединной империей, желтый цвет был личным цветом императора и  цветом центра. Крыши дворца императора покрывались желтой глазурованной черепицей, а все его вещи были золотисто-желтыми. Такого же цвета одежду носила императрица и ближайшие родственники.

Простолюдинам в Древнем Китае полагалось носить неокрашенное холщевое платье, тогда как знать щеголяла в пестрых цветных шелках. Хотя в середине периода Хань (206 г.  до  н.э. — 220 г. н.э.) нижним слоям населения разрешалась одежда синих и зеленых цветов. Во время правления династии Мин фамилия императоров записывалась иероглифом соответствующий слову «красный», поэтому одежду красного цвета носила только знать. В период Цин, красный был цветом огня и солнца, символизировал радость и защиту от скверны. Свадебные платья были красными. Коричневые  и серые одежды носили во время поста. Белый символизировал скорбь и использовался в траурных одеждах. В повседневной жизни чиновники облачались в однотонные черные или синие халаты, а их жены — в более нарядные туалеты светлых тонов, декорированные вышивкой.

СИМВОЛИКА ЦВЕТА НА РУСИ

За много веков русский костюм не сложился в определенную форму, как такового «русского костюма» не существует. Это обусловлено большой территорией страны и множеством губерний и отдельных поселений. Практически в каждых населенных  пунктах  наряды отличались друг от друга. В каждой губернии был свой традиционный костюм, который в первую очередь имел смысловую  окраску.  В  русском костюме присутствовало многообразие различных цветов, но основными издавна были те, в которые можно было покрасить ткани в домашних условиях. Для каждого случая был свой костюм, так у крестьянки насчитывалось до 30 костюмов в гардеробе, на все случаи жизни.

Символика цвета

Древнейшими цветами являются: белый, красный и черный. Одежда преимущественно была из льна и шерсти. Для того чтобы отбелить эти ткани надо было подвергнуть их обработке и поэтому беленое полотно могли позволить себе только зажиточные люди. Белый цвет символизировал любой переходный период в жизни человека, будь то свадьба или смерть, когда человек оказывался  на рубеже этапов своего пути. Традиционно это была белая рубаха, либо чисто белая, либо украшенная смысловой вышивкой. Также белый цвет считался цветом замужней женщины. Белый цвет — цвет Ирия (Рая), символизирует скорбь и печаль, духовную реальность.

Символика цвета

Красный цвет с древних времен использовали в обрядовых целях. Его получали с помощью охры, маренового корня и железняка. Он символизировал огонь (защита) и кровь, с потоком которой ассоциировались потоки силы. Отсюда на одеждах появлялись красные полосы, наподобии струй. Молодые девушки часто носили красные одежды, говорящие о том,  что они готовы к замужеству. В некоторых русских  губерниях красные наряды носили и замужние, здоровые  и готовы к деторождению, что было основной их задачей. В языческой религии красный цвет олицетворял Бога Солнца и Огня, следовательно имел мужское начало.

Символика цвета

Черный цвет символизировал отказ от мира и размножения. Его носили очень пожилые люди, старые девы, монахи.  Хотя в некоторых губерниях его использовали даже в качестве свадебного. Получали его с помощью «чернильных орешков». Молодые люди старались избегать этого цвета.

В нарядах присутствовали желтые и золотистые оттенки, которые можно было получить с помощью охры. Начиная с 13-го века в одежде присутствуют зеленые и синие цвета, но в качестве основных они утвердились только в 18-м веке. Цвет, декорирование и общий облик наряда был для человека своеобразным паспортом, по которому можно было определить его статус, местожительства и даже возраст.

Это лишь маленькие зарисовки на тему символики цвета, хотя некоторые традиции живы и по сей день. Сейчас нас учат относиться к цвету совершенно по другому, в соответствии с цветотипом человека, его природными данными. И наверняка если бы мы больше интересовались нашими национальными нарядами, которыми так восхищаются в других странах, то лучше бы понимали жизнь наших предков, их  жизненный уклад и традиции.

В контексте сегодняшних реалий рисунки, декор и узоры не имеют такого значения, как прежде, поэтому все люди выбирают для себя одежду с теми принтами, которые им ближе. Ведь между характером человека и рисунком на его вещах существует определённая связь.

Что Вы думаете по этому поводу?

Оставляйте свои комментарии и делитесь интересной информацией со своими друзьями!

Подписывайтесь на новости сайта и узнаете еще много полезного!

С уважением, Ирина Широкова.

 

0 0 голос
Оценить запись
Подписаться
Уведомление о
guest
22 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
Просмотреть все комментарии
Лариса
9 лет назад

Я сейчас готовлю статью об использовании цвета в веб-сайтах, и вашу статью прочитала с большим интересом. Спасибо 🙂

Ирина
9 лет назад

Как мало мы ещё знаем о нашей одежде. Порой выбираем цвет под настроение, а оказывается в это есть вековой смысл. Спасибо.

Санжаровская Людмила
9 лет назад

Очень интересная статья.Хотелось бы продолжить нашими днями.

Рахим
9 лет назад

Очень интересно, что и цвета имеют определенный смысл, не задумывался, теперь буду обращать внимание на то, что одеваю.

Валентина
Валентина
8 лет назад

Вспоминаю свой приезд к дочери в Харбин: откуда ни возьмись возникает дочь и просто срывает с моей головы зеленую шляпу… В Китае не принято носить зеленые головные уборы, это связано с указом одного из императоров повеливавшем носить зеленый головной убор женщинам легкого поведения — с тех пор дама в зеленой шляпе — понятно кто, а мужчина — рогатый… Позднее, за прошедшие годы я убедилась в этом — в продаже нет таких изделий и их не кто не носит, иностранцы в том числе.

Валентина
Валентина
Ответить на  Арина Широкова
8 лет назад

Эх… я каждый раз бывая в странах Ю-В Азии сама что-то новое узнаю например, оказывается с китайцами не принято говорить о погоде: ее предсказывает черепаха, которая долго живет значит если у тебя спрашивают о погоде — сравнивают с черепахой, следовательно ты старый, скоро умрешь — просто дикая цепь выводов получается!

Валентина
Валентина
Ответить на  Арина Широкова
8 лет назад

Да, весело, но всего этого можно и не знать: ну подумаешь улыбаются китайцы глядя на тебя в зеленой шляпе — тебе какое дело — может понравилась им?! Спросил у переводчика про погоду он ответил — прекрасно понимая что ты иностранец. Все это узнается из общения и любопытства у простого собеседника, из так информированного интернета. И огромное спасибо человеку придумавшему электронный переводчик и сенсорный экран — я, без знания языка(!) спокойно передвигаюсь по стране где все написано «козябриками» и просто получаю удовольствие от новых впечатлений!

AGNES
AGNES
8 лет назад

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО И ПОЗНОВАТЕЛЬНО. СПАСИБО !

praviks
8 лет назад

Забавный пример негативного влияния желтого цвета на судьбу человека встречаем в рассказе Тэффи Жизнь и воротник . Желтый бантик на воротнике блузки превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу.

Ольга
Ольга
7 лет назад

«…….если бы мы больше интересовались нашими национальными нарядами…….»
Арина, Вы не находите, что в современном мире, где люди свободно переезжают не только по своей стране, но и могут менять место жительства в других странах, это довольно-таки затруднительно — какими «национальными нарядами» интересоваться, учитывая, что в каждой области они были свои? Такая разница в национальных костюмах разных областей связана с их происхождением от разных племён.
А какие «национальные костюмы» у сибиряков??????? Сибирь — это вообще смешение выходцев из разных губерний России и множества других народов и восточных, и европейских.

Ольга
Ольга
Ответить на  Арина Широкова
7 лет назад

Да, «малым народам» и тем, кто поколениями живёт на земле своих древних предков-славян — необходимо изучать и сохранять традиции.
А вот у нас, в Сибири, это сделать практически невозможно — здесь такое смешение племён и народов, что практически у каждого «коренного» сибиряка такое количество предков, что и корней не найдёшь.

Людмила
7 лет назад

Никогда не задумывалась над тем, что цвета в разных странах имеют такую древнюю историю. Познавательно, стоит над этим поразмышлять, а то ведь цвет влияет на нашу жизнь, оказывается!